Я покинул родимый дом

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге.Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге,

И я знаю, есть радость в немТем, кто листьев целует дождь,Оттого, что тот старый кленГоловой на меня похож.

5. Первичное восприятие. Работа над выразительным чтением.

– Прочитайте стихотворение про себя.

6. Чтение и анализ лирического произведения.

– В каком году написано стихотворение?– Сколько лет было Есенину в этом году?– Сколько лет прошло после его отъезда из родных мест?

Рассказ учителя.

1914 – начало Первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.1917 – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.1918 – попытка захвата территории России войсками стран участников Первой мировой войны.

– Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?

(События, происходившие в России, заставили поэта воспринимать свою малую родину как сказочную землю, где все осталось по-прежнему, где его ждут отец и мать.)

– Перечитайте первые две строки стихотворения:

Я покинул родимый дом,Голубую оставил Русь

– Как вы думаете, есть ли разница в значении прилагательных родной и родимый?

Родной – прилагательное стилистически нейтральное, то есть употребляемое во всех стилях. Слово родимый отражает чувство нежности и душевной близости.

– Какую Русь оставил поэт, ведь он никуда не уезжал в 1918 году? (Русь для поэта – это древняя рязанская земля.)– Почему поэт называет Русь голубой? (Образ голубых небес). Как называется прием, который использует автор? (Эпитет.)– Прочитайте третью и четвертую строки стихотворения:

В три звезды, березняк над прудомТеплит матери старой грусть.

– Что мы представляем, когда читаем эти строки? (Мы видим постаревшую женщину, которая с грустью вспоминает сына, глядя на звезды над березами. Грусть матери теплится, как лампада, на которую похожи три звезды над прудом.)

Золотою лягушкой луна

 Кто из вас догадался, какой прием здесь содержится? (Метафора.)– Что обозначает она? (Отражение луны в воде пруда сравнивается с золотой лягушкой.)– Почему вода называется тихой? (Нет ветра.)Словно яблонный цвет, сединаУ отца пролилась в бороде.

– Какой прием скрыт в этих строках? (Сравнение: автор сравнивает седину у отца в бороде с яблонным цветом. Этот образ помогает нам представить отца, ждущего сына в деревне и весну.)Я не скоро, не скоро вернусь!Долго петь и звенеть пурге.

– Как вы понимаете строку: “Долго петь и звенеть пурге”?

(События, которые происходили в России, как вьюга, закружили поэта, завладели его сознанием и воображением.)

Стережет голубую РусьСтарый клен на одной ноге

– Кто хранит “голубую Русь”?

(Ее стережет клен – излюбленный образ поэта. Он является олицетворением русской деревни для поэта, а для него образ клена – это причастность к народной поэзии.)

И я знаю, есть радость в немТем, кто листьев целует дождь...

– Как вы понимаете фразу: “Тем, кто листьев целует дождь”? (“Дождь листьев” – листопад.) – Какой перед нами клен? (Осенний.)– А вы знаете Клен в русской поэзии кудрявый. Автор тоже был кудрявым. (Оттого клен на него похож головою.)– Кто может видеть кудрявую голову юноши даже в листве клена? (Наверное, мать, которая много лет назад часто гладила кудри сына.)

Перед нами вновь образ матери, но не четкий, а словно бы растворенный в природе.

– Определите, какие рифмы использует поэт, способ рифмовки (мужская, перекрестная).– Прочитайте еще раз стихотворение. Попробуйте передать правильную интонацию стиха.

7. Итог:

– Что является “истоком поэзии” и вдохновением у С. Есенина? (Его “малая” родина.)

Мы начали свой урок со слов Есенина. Закончить я тоже хочу его словами: “Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине”. Прав ли поэт?

8. Рефлексия

19. Домашнее задание. Выучить стихотворение С.Есенина “ Я покинул родимый дом...”

nsportal.ru

С.А.Есенин «Я покинул родимый дом...» | Анализ стихотворения | Рифмовед.ру

Строфа - это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии - четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стихотворная стопа

Стопа - это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов. Двухсложные стопы состоят из двух слогов: хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) - самая распостранённая стопа в русской поэзии. Трёхсложные стопы - последовательность из 3-х слогов:дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий). Четырёхсложная стопа - пеон - четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон - пеон с ударением на первом слоге, второй пеон - с ударением на втором слоге и так далее. Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон - ударный слог третий из пяти.Больше о стопах

Стихотворный размер

Размер - это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

Рифма

Рифма - это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

Рифмовка

Рифмовка - это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

rifmoved.ru

Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом…» Есенин | Все Cочинения

«Я покинул родимый дом…» (1924). Центральным лейтмоти­вом лирического произведения является «родной дом», который придает стихотворению значительную эмоциональную напря­женность. В стихотворении поэт воспевает малую родину, кото­рая у него ассоциируется с голубой Русыо, с березняком над прудом, с луной, со старым кленом:

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть.

Цветовые эпитеты помогают Есенину характеризовать образ Руси, а также выявляют особенности его поэтики: увлеченность золотисто-голубыми тонами. По мнению литературоведа С. Кошечкина: «Цветопись - одна из характерных черт стихов Есе­нина. Она менее всего связана с украшательством. В цветописи, как верно заметил К. Зелинский, «находят выход его «буйство глаз» и «половодье чувств», то есть взволнованное восприятие бытия и романтически приподнятое к нему отношение… На­строение поэта как бы опирается на цветные детали пейзажа, а они в свой черед обостряют чувство и мысль, выявляют их глу­бинное течение. От расслабленно-печального до тревожно­драматического - движение переживания. Уберите цвето­пись - и стих потускнеет». Лирический герой покинул дом: прервана родственная связь. Поэтому ведущим настроением сти­хотворения является грусть, тоска.

На этой странице искали :

  • анализ стихотворения есенина я покинул родимый дом
  • я покинул родимый дом анализ
  • есенин я покинул родимый дом анализ
  • анализ стихотворения я покинул родимый дом есенин
  • анализ стиха есенина я покинул родимый дом
загрузка...

vsesochineniya.ru

«Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина

Стихотворение «Я покинул родимый дом…» было написано Сергеем Есениным в 1918-м году. В этом произведении поэт рассказывает о своём чувстве к родной земле, рисует образы тоски, грусти, одиночества. Автор легко проводит параллели, рассказывая читателям о своей неразрывной связи с Россией. Впервые стихотворение издали в 1920-м году.

Жанр и литературное направление

Данное стихотворение является ярким образцом произведения лирического жанра, написанного в неповторимой манере, характерной для Сергея Есенина. Здесь поэт делится с читателями собственными мыслями и чувствами, говорит о своих родителях, рассказывает о любви к родной земле.

Лирический герой стихотворения и образ автора в данном произведении едины, их практически невозможно разделить. Сергей Есенин рассказывает нам именно о себе, своей судьбе, личных переживаниях и воспоминаниях.

Важно отметить, что в стихотворении используются яркие образы, оригинальные символы, экспрессивные определения. Все эти художественные средства позволяют с уверенностью отнести произведение к одному направлению, к которому принадлежал поэт. В стихотворении явно прослеживается оригинальная образность, присущая произведениям имажинистов. Именно такая неповторимая символика моментально делает стиль узнаваемым, а стихотворение более запоминающимся, нетривиальным.

Тема и сюжет стихотворения «Я покинул родимый дом…»

Главной темой стихотворения стало расставание поэта с его родной землёй, матерью и отцом. Для Сергея Есенина Родина едина во всех её проявлениях. Берёзы, луна, старый клён – всё это неотделимо от образа родной земли. В каждой веточке, листочке, отражении луны в воде поэт видит свою Русь.

Сюжет стихотворения развивается в области воспоминаний автора. Фактической сюжетной линии здесь нет. Однако определённая последовательность, безусловно, наблюдается. Сначала поэт отмечает, что он покинул родимый дом, оставил Русь, говорит о грусти матери. Затем Есенин вспоминает отца, который седеет без него. В третьей строфе автор пишет, что он ещё не скоро вернётся, пурга будет долго петь над его домом. Но старый клён остался на Родине поэта. Интересно, что дерево, которое «стережёт» Русь, Есенин прямо ассоциирует с самим собой. В заключительной строфе поэт пишет, что дождём своих листьев, «головой» клён похож на него.

Можно сказать, что сюжет развивается логично: читатели видят, что природа и Родина для поэта едины, как и человек и природа. Он покинул свои края, но оставил о себе память в образе клёна, который напоминает его золотом своих листьев.

Композиция, художественные средства

Стихотворение Сергея Есенина «Я покинул родимый дом…» написано анапестом. Ударение падает на последний слог трёхсложной стопы. Используется перекрёстная рифма. Композиция линейная, поскольку в стихотворение всё излагается последовательно. Автор проводит параллели между родной землёй и своими родителями, Родиной и природой, деревьями и людьми. В конце стихотворения он сравнивает себя с клёном, оставшимся «стеречь» Русь.

В стихотворении автор активно использует художественные средства. Есенин пишет присущим ему ярким стилем, образным оригинальным слогом. Многие символы сразу напоминают читателям об имажинизме.

Рассмотрим основные средства изобразительности. Русь поэт называет «голубой». Данное определение тоже становится художественным средством, символизируя голубизну неба, чистоту. Луна в произведении «распласталась золотою лягушкой». Яркий образ не только позволяет живо представить себе луну, но и придаёт произведению неповторимый динамизм. Седину в бороде отца Есенин сравнивает с яблонным цветом, при этом седина «проливается» в волосах.

Пурга предстаёт в стихотворении как живое существо. Олицетворение позволяет здесь лучше представить себе пургу, которая поёт и звенит. Клён, стерегущий Русь, стоящий на одной ноге, безусловно, больше напоминает мыслящее существо, а не обычное дерево.

Старый одноногий клён внезапно преображается прямо на глазах у читателей. Ему уже придаются удивительные черты, полные чего-то возвышенного и романтичного. Есенин пишет, что в клёне есть радость для тех, кто целует «дождь» листьев дерева. Оказывается, клён похож головой на лирического героя стихотворения. Именно это дерево и становится своеобразной связующей нитью, которая не позволяет разорваться связи поэта и его родной земли.

Удивительно яркое стихотворение даёт читателям представление о мастерстве Сергея Есенина.

goldlit.ru

я покинул родимый дом слушать онлайн бесплатно и скачать все песни mp3

-Геннадий Заволокин -Я покинул родимый дом- -Сергей Есенин (читает Безруков) -Я покинул родимый дом...- -Сергей Есенин читает свои стихи -Я покинул родимый дом - -Сергей Есенин -Я покинул родимый дом (читает автор)- -Демидычﯤ -Я покинул родимый дом- -Неизвестен -Я покинул родимый город!!! Я покинул родимый дом!!!- -Безруков -Я покинул родимый дом- -Сергей Есенин -"Я покинул родимый дом..." Читает С. Есенин- -Сергей Есенин (читает С. Безруков) -Я покинул родимый дом- -Сергей Есенин (читает автор) -Я покинул родимый дом- -СВИРИДОВ - " Я покинул родимый дом" ("Отчалившая Русь") -Исп.Е.Образцова- -Сергей Есенин -Я покинул родимый дом… (Читает Ю. Богатырев)- -Гарик Карапетян -Я покинул родимый дом- -Сергей Есенин -Я покинул родимый дом- -Алексей Покровский -Сергей Есенин-Я покинул родимый дом- -Лина Мкртчян -Свиридов (Отчалившая Русь)-Я покинул родимый дом- -Сергей Есенин -Я покинул родимый дом- -ансамбль народной песни "Здравица"-муз.Г.Заволокина " Я покинул родимый дом"- -Лина Мкртчан -Свиридов. Отчалившая Русь - Я покинул родимый дом- -Голос поэта С.Есенина -Я покинул родимый дом...- Вперед

Как мне скачать или слушать онлайн "я покинул родимый дом"?

Выше представлен список mp3 песен. Каждую песню Вы можете, как слушать онлайн, так и скачать бесплатно. Вам также доступна возможность посмотреть тексты песен. Все это сделать очень просто. Для каждого действия есть соответствующая кнопка, наведя на которую Вы увидите подсказку и сможете без проблем насладится любимой музыкой!

plus-music.org

«Я покинул родимый дом…» С.Есенин

«Я покинул родимый дом…» Сергей Есенин

Я покинул родимый дом, В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть.

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем Тем, кто листьев целует дождь, Оттого, что тот старый клен Головой на меня похож.

Анализ стихотворения Есенина «Я покинул родимый дом…»

В 1912 году 17-летний Сергей Есенин, получит диплом сельского учителя, отказался от возможности преподавать в родной школе и отправился в Москву, чтобы попытаться устроиться на работу в газету. Будущий поэт тогда еще не подозревал, что покидает село Константиново навсегда. Отныне он всегда будет здесь чужаком в силу различных обстоятельств.

В первые годы столичной жизни Есенин буквально бредил родным домом, однако из а работы в типографии и учебы в университете у него не было возможности повидать отца и мать. А после революции он осознал, что уже никогда не сможет быть по-настоящему счастлив в Константиново, где, как и во многих российских селах, полностью изменился уклад жизни. В 1918 году он написал стихотворение «Я покинул родимый дом…», наполненное грустью и болью оттого, что судьба сыграла с ним злую шутку, лишив родины, которую он боготворил. В этом произведении автор впервые попытался донести до читателей мысль, как легко стать изгоем в собственной стране, которая способна разрушить детские иллюзии любого человека.

Первые строчки этого стихотворения повествуют о том, что поэт не только покинул свою малую родину, но и «голубую оставил Русь». Однако в этот период Есенин находился в России и даже не мог предположить, что когда-нибудь ему удастся побывать за границей. Тогда почему же он утверждает обратное? Все дело в том, что та «голубая Русь», которую так любил поэт, навсегда осталась в прошлом, и теперь лишь существует в воспоминаниях автора. Поэтому Есенин, который все же на несколько дней заехал в гости к родителям, отмечает, что даже они изменились. Так, «словно яблоневый цвет, седина у отца пролилась в бороде», а мать, измученная слухами о непутевом сыне и волнующаяся за его судьбу, даже при встрече с ним продолжает грустить.

Понимая, что мир детский грез разрушен окончательно и бесповоротно, поэт отмечает: «Я не скоро, не скоро вернусь!». Действительно, пройдет почти пять лет, прежде чем Есенин вновь побывает в Константиново и с трудом сможет узнать родное село. Не потому, что оно так сильно изменилось, а из-за того, что сами люди стали другими, и в их новом мире поэту, пусть даже такому знаменитому и талантливому, попросту нет места. Но в то момент, когда писались эти строчки, Есенин имел ввиду совсем другое. Он был уверен, что еще не скоро сможет увидеть свою родину такой, какой она была до революции. Автор и не предполагал, что изменения, происходящие в стране, будут настолько глобальными и масштабными, однако верил в то, что рано или поздно все встанет на свои места, и его «голубая Русь», которую стережет «старый клен на одной ноге», по-прежнему распахнет перед ним свои объятия.

Себя Есенин также сравнивает со старым кленом, так как новая власть для него немногим лучше предыдущей. Как крестьянский сын, поэт понимает, что теперь его односельчане имеют гораздо больше возможностей для самореализации. Однако поэт не может простить того, что сам дух села с его самобытностью разрушается, людей заставляют менять свои традиции и взгляды, которые создавались поколениями. Поэтому, проводя параллель между собой и кленом, автор хочет тем самым подчеркнуть, что также стоит на страже той, старой Руси, так как именно в ее истоках люди с незапамятных времен черпали свою душевную силу. Теперь же, когда этот источник иссяк, Есенин просто не узнает свою родину, погрязшую в гражданской войне. И ему больно осознавать, что после этой кровавой бойни люди уже никогда не смогут быть прежними – открытыми, рассудительными и живущими по совести, а не по указке партии, которая занята не столько нуждами народа, сколько укреплением собственных позиций и распределением сфер влияния в обществе.

pishi-stihi.ru

Рекомендуем почитать