Рожденные в года глухие

«Рожденные в года глухие…» А.Блок

«Рожденные в года глухие…» Александр Блок

3. Н. Гиппиус

Мы - дети страшных лет России - Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть? От дней войны, от дней свободы - Кровавый отсвет в лицах есть.

Есть немота - то гул набата Заставил заградить уста.

И пусть над нашим смертным ложем Взовьется с криком воронье,- Те, кто достойней, Боже, Боже, Да узрят царствие твое!

Анализ стихотворения Блока «Рожденные в года глухие…»

В первой половине 20 века культурная жизнь в Санкт-Петербурге отличалась удивительным разнообразием. В этом городе действовало несколько поэтических кружков, участники которых не только поддерживали друг с другом приятельские отношения, но и периодически устраивали рифмованные дуэли. На одном из таких вечеров молодой Александр Блок познакомился с Зинаидой Гиппиус. К этой женщине поэт не питал нежных чувств, но при этом не уставал поражаться, насколько много общего у него с этой известной символисткой. На многие вопросы Гиппиус и Блок имели схожие ответы, они одинаково чувствовали и нередко озвучивали идентичные мысли, чему не переставали удивляться окружающие. Поэтому неудивительно, то именно ей Блок в 1914 году посвятил стихотворение под названием «Рожденные в годы глухие…».

Это посвящение не является случайным, так как известие о начале первой мировой войны поэтом было воспринято весьма негативно. Такого же мнения придерживалась и Зинаида Гиппиус, считая, что ни одно общественное преобразование не стоит гибели людей. Проводя параллель между прошлым и нынешним поколением, Блок отмечает: «Мы – дети страшных лет России – забыть не можем ничего». Правда, автора весьма смущает тот факт, что война для многих его соотечественников превращается в самый настоящий фарс. Кто-то рассчитывает обогатиться за счет поставок продовольствия на фронт, другие активно ведут подрывную пропагандистскую деятельность, направленную на разрушение устоев государства. Поэтому Блок осуждает те, кто воспринимает противостояние с Германией с воодушевлением, считая, что у таких людей «от дней войны, от дней свободы – кровавый отсвет в лицах есть».

Автор признается, что совсем недавно и сам ратовал за смену общественного строя насильственным путем. Но революция 1905 году показала, насколько беспощадными могут быть люди по отношению друг к другу. Поэтому автор подчеркивает, что «теперь в сердцах, восторженных когда-то, есть роковая пустота». Блок еще не забыл церковных постулатов, в которых убийство ближнего своего является одним из смертных грехов. Причем, оправдания нет даже тем, кто вынужден лишать жизни других во имя благих целей. Ведь убийство происходит не только на физическом, но и на духовном уровне, лишая человека возможности попасть в рай. Поэтому, обращаясь ко Всевышнему, поэт просит: «Те, кто достойней, Боже, Боже, да узрят царствие твое!».

pishi-stihi.ru

Рожденные в года глухие « Блок Александр

Исполняет Вениамин Смехов. Рожденные в года глухие Пути не помнят своего. Мы — дети страшных лет России...

03:44Маркиза. Георгий Тараторкин читает Александра Блока "Рожденные в года глухие"Просмотров: 351

Адрес нашего сайта gtrk-saratov.ru гтрк-саратов.рф twitter https://twitter.com/gtrk_saratov facebook https://www.facebook.com/64gtrk vk http://vk.com/sargtrk ...

01:46Александр Блок - «Рожденные в года глухие...»Просмотров: 1185А.БЛОК "Рождённые в года глухие" Читает В.ЛарионовПросмотров: 139Показать ещё видео©2010-2016 poem4you«стихи - это сетевой проект, объединяющий творческих людей, которые интересуются поэзией. Пользователи проекта несут полную ответственность за соблюдение авторских прав при размещении на poem4you.ru текстов произведений, изображений и звуковых файлов. Перепечатка произведений со страниц пользователей сайта разрешена только с разрешения правообладателей (см. Правила публикации). Переключиться на пользование мобильной версией сайта.Обратная связь

poem4you.ru

Блок. Рождённые в года глухие... Художественный смысл.

Первая мировая война началась 1 августа объявлением России Германией войны. 28 июля Австро-Венгрия объявила войну Сербии, 2 августа Турция объявила общую мобилизацию, 3-го Германия объявила войну Франции, 4-го – Бельгии, 4-го Англия, Южно-Африканский Союз, Новая Зеландия и Австралия – Германии, 5-го Черногория – Австро-Венгрии и Канада - Германии, 6-го – Австро-Венгрия – России, Сербия и Черногория – Германии, 10-го Франция – Австро-Венгрии, 12-го Англия – Австро-Венгрии, 23-го Япония – Германии, 24-го Австро-Венгрия – Японии, 27-го Австро-Венгрия – Бельгии…

Прошёл месяц и неделя. Все (“Рождённые в года глухие / Пути не помнят своего”) охвачены патриотическим подъёмом и шапкозакидательством (“гул набата”). А у глядящего глубже Блока (и, он надеется, она способна понять его, у Гиппиус) в сердце “роковая пустота”.

Хорошо было воспарять в сверхбудущее добро через преходящее зло в прошлые (“Испепеляющие годы!”), в словах, пусть и имея опыт блуда в кабаках (“Безумья”) и вышагивания с красным флагом впереди демонстрации в революцию 1905 года (“надежды весть”).

Когда грянула предвидимая катастрофа для всего человечества, стало каламутно на душе за прошлые шалости со злом (“дети страшных лет России”, то есть годы русско-японской войны и революции 1905 года), - шалости со злом ради добра (“В сердцах, восторженных когда-то”). Теперь же стало нехорошо (“немота”). Плохо может кончить человечество – погибнуть. От простого желания хапать друг у друга колонии или социальные привилегии. Как давеча Маньчжурию или Манифест. – Видели: ну очень много жертв. Другие армии стали, миллионные, другое оружие. И то воевали только две страны, и революция шла только в одной стране. Теперь же – за месяц уже 13 стран, не считая подвластных колоний.

И дерутся не символисты, а люди реальности, не с дальней целью за злом – добро…

И этот нюанс ЕСТЬ в тексте стихотворения (ибо является частью текста дата его сотворения). Есть. В качестве так называемого минус-приёма, всем известного – из-за даты – обстоятельства.

Символистов призовут на фронт, и они погибнут, - думается в реалистическом плане. Но они не были б символистами, если б сочли эту смерть как принудительную и восставали б против неё. Они, оставаясь в своём амплуа жертвенности, свою смерть приемлют. Ради – беспомощно звучащего – моления, что оставшиеся в живых автоматически станут лучше (“достойней”). И – от этого столкновения бывших заоблачных мечтаний и нынешних реальных обстоятельств – озаряет вывод: оставшиеся в живых станут лучше тем, что просто перестанут хапать. Как представляется, в христианстве царство Божие после Апокалипсиса настанет, так лучшее будущее на планете начнётся после мировой войны. Она да будет наш последний и решительный бой с привычкой к бесконечному прибавлению собственности. Не сверхбудущее это, а исторически ближайшее будущее. Как думали и большевики, имея в виду скорую-прескорую Мировую Революцию, беря власть в руки в октябре 1917-го, из-за чего Блок революцию и принял. Не учтя, что смена собственности это опять хапание, опять “Кровавый отсвет в лицах” будет.

Но вернёмся к есть.

Есть то, - по идее произведения, осознанной как не сверхбудущее, - что оно не символистское (раз историческое будущее воспевает и – с жертвенностью), а какое-то трагико-героическое.

Обычное дело, между прочим. “В лоб” написанное “боже, боже, / Да узрят царствие твоё!” ассоциируется ж с христианским сверхбудущим, аналогичным символистскому идеалу. Но, будучи написанным “в лоб”, оно, символистское, оказывается одним из пары противоречий, тогда как катарсис от столкновения противоречий будет же что-то третье и, получается, не символистское.

Символистским, кстати, оказывается финал жизни Блока.

От кровавости того, что произошло после почти бескровной самой Октябрьской революции, он зачах. Умер, так и не сделав своей смертью нас, хапающих, “достойней”.

Правда, не всех.

Высоцкий применил строчку из этого антихапательного стихотворения Блока в своём антихапательном (см. тут).

Парадокс только в том, что Высоцкий этим стихотворением перешёл, наоборот, из трагико-героической фазы своего творчества в как бы символистскую, с идеалом в сверхбудущем.

*

27 декабря 2010 года, когда я написал эту заметку, я услышал в прямом эфире заключительное слово Путина на заседании Госсовета, посвящённом грандиозной драке, учинённой в Москве на Манежной площади с ОМОНом из-за отпущенных из милиции участников другой драки, кавказцев с русскими, в которой один из русских был застрелен.

Путин сказал приблизительно следующее. Вы, все здесь присутствующие, жили в СССР и помните, что там такого не было. Почему? Потому что был социализм, которым гордились перед миром. А что теперь? – Россияне. Что-то этим не гордятся.

И я подумал, а вот взяли б национальной идеей укор-модернизацию. Укор россиян другим народам за прогресс ради потребления. Мы, мол, не отстанем, чтоб нас не погубили как нацию более прогрессивные соседи. Но мы предупреждаем, что понимаем гибельность прогресса. Из-за перепотребления. Или из-за третьей, на этот раз ядерной, мировой войны за потребление, скажем, воды, которой скоро станет не хватать, если прогресс не остановим. И после каждого успеха нашего в модернизации мы будем гордиться не повышением уровня жизни, а гордиться будем за очередной удавшийся укор, что нас не слушают, ибо надо договориться и перейти к застою. И нам, а не кому-нибудь, будет принадлежать честь, что мы внесли наибольший вклад в дело договора. А он свершится, если человечество не хочет погибнуть.

Думаю, души Блока и Высоцкого кивают мне, когда я это пишу.

27 декабря 2010 г.

art-otkrytie.narod.ru

Блок А - Рожденные в года глухие (чит. В.Аксенов) | Старое Радио

(Рожденные в года глухие...) Мы - дети страшных лет России - Забыть не в силах ничего. Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть? От дней войны, от дней свободы - Кровавый отсвет в лицах есть. Есть немота - то гул набата Заставил заградить уста. И пусть над нашим смертным ложем Взовьется с криком воронье, - Те, кто достойней, боже, боже, Да узрят царствие твое! 8 сентября 1914 Александр Александрович Блок — поэт, один из самых выдающихся представителей русского символизма. В первом опубликованном сборнике предстал как лирик-символист, испытавший влияние мистической поэзии.Позже в романтическую поэзию Блока вошла социальная тема: античеловеческий город с его рабским трудом, нищетой. Настойчиво и сильно выражена в его творчестве ненависть к миру «сытых», к уродливым, бесчеловечным чертам жизни. Любовная лирика Блока романтична, она несёт в себе наряду с восторгом и упоением роковое и трагическое начало. Проза Блока остро проблемна, социально и эстетически значима; будучи по сути лирической, она трактует общие вопросы культуры, литературы, искусства Блок ‒ романтик, содержанием поэзии которого стала российская действительность и реальный человек. Характерны многомерность, мятежность, эмоциональная напряжённость его лирического героя, многокрасочность и новаторство художественных средств. 

control.audiopedia.su

Рекомендуем почитать