Зрение у новорожденных в 1 месяц

Зрение у новорожденных

зрение у новорожденных

Малыш становится объектом пристального изучения родителей сразу же после своего рождения. Родители рассматривают его с головы до ног, пытаясь найти черты сходства и налюбоваться долгожданной крохой. Глазки малыша – предмет особого внимания, ведь так интересно узнать, что спрятано во взгляде милого крохи.

В отличие от слуха, который развивается еще в утробе матери, развитие зрения у новорожденных начинается с момента рождения и совершенствуется весь первый год. Ребенок, только что пришедший в этот мир, видит совсем не так, как взрослые. Острота зрения у новорожденных находится на уровне восприятия наличия или отсутствия источника света. Малыш также способен заметить движущиеся объекты, вот почему он быстро запоминает склоняющееся над ним лицо матери. Весь мир, окружающий младенца, представляет собой размытые серые картинки, что связано с незрелостью сетчатки и зрительных центов в головном мозге. Т.е. физически малыш способен видеть с самого рождения, но мозг еще не готов обрабатывать полученную информацию.

Проверка зрения у новорожденных

Для того чтобы убедиться, что у младенца никаких отклонений в развитии органов зрения нет, его следует показать специалисту. Первый осмотр делается в роддоме, затем в поликлинике в 1 месяц и в полгода. Врач осматривает глаза и оценивает состояние зрительной функции.

1 месяц. В первый месяц ребенок учится фокусировать взгляд на световых источниках и крупных ярких предметах. Например, ребенок может видеть пламя свечи или свет лампы, а также разглядеть игрушку более 15 см на расстоянии около 25-30 см. Удивительно, но младенцы изначально смотрят по горизонтали, а позже начинают смотреть и по вертикали. Также родители могут заметить, что глаза у малыша смотрят в разные стороны. Не стоит этого пугаться, в первый месяц это нормально. И только к концу второго месяца движения обоих глаз должны стать согласованными.

2 месяц. В последующие месяцы у малыша появляется способность различать цвета. Отмечают, что, прежде всего, младенец учится различать желтый и красный, а также такие контрастные цвета как белый и черный. Также ребенок может следить за движением игрушки в ваших руках. В этом возрасте зрительному развитию способствует выкладывание малыша на живот, и перемещение с малышом по комнате в период бодрствования. С 2 месяцев можно повесить над кроватью новорожденного детский мобиль или яркие игрушки. Вы можете также показывать черно-белые картинки для развития зрения новорожденного, которые будут стимулировать становление зрительной системы. Это может быть изображение шахматной доски, широкие полоски или клеточки.

3-4 месяц. Начиная с этого возраста, у ребенка развиваются способности управлять своими руками и хватать видимый предмет. Предлагайте ребенку брать в руку различные яркие игрушки, например, погремушки для того, чтобы он учился определять такие понятия, как размер и форма.

5-6 месяц. Ребенок начинает активно изучать свое ближайшее окружение, он тщательно исследует черты вашего лица и мимику. Малыш учится различать расстояние до предмета, а также активно совершенствует навыки хватания.новорожденный ребенок зрение Любимой игрушкой становятся его собственные ручки и ножки. Ребенок также учится понимать, какой знакомый предмет находится перед ним, если видит его часть.

7-12 месяц. Ребенок начинает осознавать постоянство предметов: малыш уже знает, что вы никуда не исчезли, играя с ним в прятки. Также он начинает активно искать пропавший предмет, понимая, что вещь куда-то переместилась.

Развитие зрения, как и других способностей малыша, происходит благодаря тесному контакту со взрослыми. Проводите с ребенком больше времени, и тогда прогресс развития зрения будет налицо.

womanadvice.ru

Первый месяц жизни ребенка

первый месяц жизни ребенка

Новорожденный ребенок – это ребенок, не достигший возраста 1 месяц. Период новорожденности ребенка для родителей обычно пролетает как одна минута. Кажется, только что забрали маму с малышом из роддома, приняли поздравления, докупили все необходимое, познакомились с патронажной сестрой и врачом – и вот уже крохе исполняется месяц. Но сколько нового должны узнать за этот месяц молодые родители, скольким необходимым и полезным навыкам научиться. Так что по важности и насыщенности первый месяц жизни ребенка – пожалуй, самый значимый, как для него самого, так и для мамы с папой.

Развитие месячного ребенка

В течение первого месяца жизни ребенка его организм адаптируется к существованию вне теплой и уютной материнской утробы. Особенно в первую неделю после рождения детский организм тратит много сил на эту адаптацию, поэтому в первые дни ребенок, как правило, теряет в весе около 400 г (до 10% массы тела). К началу второй недели малыш начинает прибавлять в весе. В норме ежедневная прибавка составляет 20-30 г, т.е. за первый месяц жизни ребенок должен прибавить около 500 г. Хорошо, если у вас дома есть специальные детские весы для контроля. Впрочем, к концу первого месяца вы должны будете посетить с малышом поликлинику, и там кроху взвесит врач-педиатр. Он же обмеряет младенца (за первый месяц малыш должен вырасти на 3 см, а окружности грудной клетки и головы должны увеличиться на 1,5-2 см).

У новорожденного ребенка развиты следующие основные рефлексы:

  • сосательный – если прикоснуться к губкам малыша пальцем или соской, он начинает совершать сосательные движения;
  • поисковый – при прикосновении к щечке ребенок поворачивает головку в этом направлении;
  • хватательный – если вложить в ладошку ребенка кончик пальца, он крепко сожмет его;
  • рефлекс Моро – вскидывание ручек и ножек в ответ на громкий и внезапный звук;
  • рефлекс ходьбы – если держать малыша под ручки вертикально над твердой поверхностью, при касании стопами этой поверхности он будет совершать ножками движения, имитирующие ходьбу.

Наличие этих и некоторых других рефлексов у вашего новорожденного ребенка будут проверять патронажная сестра и врач-педиатр, которые должны приходить к вам на дом каждую неделю весь первый месяц жизни ребенка. Это необходимо для контроля его развития.

Что умеет месячный ребенок?

уход за месячным ребенком
  • новорожденный еще не умеет длительно самостоятельно держать головку, но, лежа на животе, многие малыши уже с рождения пытаются приподнять головку на доли секунды или даже несколько секунд;
  • к середине второй недели многие новорожденные могут провожать взглядом медленно движущийся яркий предмет, находящийся на расстоянии 40-50 см от глаз, а к концу третьей недели ребенок уже может фиксировать взгляд на крупном знакомом предмете (конечно, это, прежде всего, лицо мамы или папы);
  • в течение первого месяца жизни ребенка интенсивно развивается его слух: первую неделю малыш слышит еще не очень хорошо, реагируя только на громкие и резкие звуки, а к концу месяца он может уже поворачивать головку на звук маминого голоса или даже включенного телевизора;
  • к концу первого месяца многие родители наблюдают у своих малышей первые, еще непроизвольные улыбки (управлять мимикой малыш начнет лишь ближе к 2-м месяцам).

Питание месячного ребенка

В первые 3-4 дня малыш питается молозивом – густой питательной жидкостью, выделяющейся из материнской груди и предшествующей собственно молоку. Затем лучшее питание для крохи – мамино грудное молоко, если, конечно, оно вырабатывается в достаточном количестве. В противном случае придется подобрать малышу искусственную молочную смесь. За сутки новорожденный способен усвоить 600-700 мл молока или смеси. Кормления должны быть достаточно частыми, с интервалом от 2-х до 4-х часов. Впрочем, малыш сам подскажет маме, когда пора его кормить. Главное, что следует помнить кормящей грудью маме - нужно следить за собственным питанием, чтобы ребенок с молоком получил максимум полезных веществ. Осторожней следует быть с продуктами, вызывающими аллергию и брожение в кишечнике – малыши первого месяца жизни и без того не обходятся без колик в животике и проблем с кожей.

В первые три месяца жизни ребенка вздутие живота и колики – к сожалению, обычное дело: что ж поделаешь, пищеварительная система малыша еще только «учится» работать. Первые «результаты» ее работы мама сможет увидеть на вторые-третьи сутки, когда отойдет первородный кал (темно-зеленый вязкий меконий) и стул ребенка станет более жидким, желтым, кашицеобразным, напоминающим по консистенции творог, с кисловатым запахом. Следите за тем, чтобы он не был слишком редким или слишком частым (норма – 6-8 раз в сутки, для искусственников – 3-4) и пенистым, а страдания от колик облегчат специальные средства, народные (укропная и фенхелевая вода для мамы и малыша) и аптечные (эспумизан, боботик, плантекс и т.д.).

Сыпь у месячного ребенка

Часто нежная кожа новорожденного, не привыкшая еще к новым условиям, покрывается сыпью. Возможные причины сыпи:

  • нормальный физиологический процесс – это относится к беловатой сыпи на носике ребенка, с которой малыш рождается, а также к желтовато-белым с розовой ареолой прыщикам на животике, встречающимся у малышей в первую неделю жизни: такие высыпания являются адаптационными реакциями кожи и проходят сами, без лечения и специального ухода;
  • неправильное питание, аллергия – кожа младенца высыпаниями сигнализирует о том, что в организм малыша попали вещества, которые не усваиваются или вызывают аллергию: вспомните, не употребляла ли мама за последние 3 дня потенциальных аллергенов, и не вызывают ли аллергию детские косметические средства и постельное белье ребенка;
  • потница – часто встречается на затылке, за ушами, на шее, в подмышечных и паховых складках, на щечках и подбородке ребенка: от таких проблем помогает правильный выбор подгузников и одежды (она должна быть легкой и свободной), частая смена детского постельного белья, тщательная собственная гигиена мамы и гигиенические процедуры для малыша: купание в отварах трав, обработка проблемных участков специальными кремами и мазями (бепантен и др.).

Уход за месячным ребенком

купание месячного ребенка
  1. Купание месячного ребенка – обязательная ежедневная процедура, преследующая не только гигиенические, но и развивающие цели. Как правило, купают малыша вечером, не раньше, чем через час после кормления. В воду (температура воды около 37°С) в первые дни добавляют слабый раствор марганцовки, после второй недели можно перейти на отвары трав (череда, ромашка, календула). С мылом или шампунем можно купать новорожденного не чаще 2-х раз в неделю. После купания нужно аккуратно промокнуть кожу малыша мягким полотенцем и обработать все складочки на теле крохи детским кремом или маслом. Смоченными в кипяченой воде ватными тампонами, очистите глазки ребенка. При необходимости осторожно почистите ватными турундами носик и ушки (для носика смочите турунды грудным молоком или физиологическим раствором, турунды для ушек – сухие, они должны лишь впитать попавшую во время купания в ушки воду).
  2. Уход за пупочной ранкой. В течение 2-х недель после выписки из роддома раз в сутки, после купания, обрабатывайте пупочную ранку ватным тампоном, смоченным в растворе перекиси водорода, затем зеленкой.
  3. Утренний туалет. После ночного сна протирайте личико и тело малыша влажной салфеткой или смоченным в теплой воде мягким полотенцем.
  4. Воздушные ванны. Несколько раз в день давайте малышу полежать 1-2 минуты голеньким. Удобно приурочить эту процедуру к переодеванию. Убедитесь что в комнате комфортная для этого температура (20-22°).

Как развивать и как развлечь месячного ребенка?

По сути, ответ на эти два вопроса будет общим, ведь маленькие дети развиваются, развлекаясь, то есть именно тогда, когда им интересно.

Для развлечения и тренировки зрения малышу до месяца достаточно повесить над кроваткой, на уровне груди и живота, пару гимнастика для новорожденных 1 месяцярких игрушек. Также полезно показывать и медленно перемещать перед глазами крохи разные крупные яркие предметы.

Обязательно с первых дней пойте малышу колыбельные и просто песенки - это успокаивает ребенка и развивает его слух.

Хорошее развивающее занятие и развлечение для малышей – гимнастика. Гимнастика для новорожденных до 1 месяца очень проста и заключается в легком аккуратном сгибании и разгибании ручек и ножек, а также в выкладывании поочередно на животик и обратно, на спинку. И мама, и малыш получают от такого телесного контакта массу удовольствия, растущие мышцы укрепляются, а также у крохи развивается чувство собственного тела и осязание.

womanadvice.ru

1-ый месяц жизни малыша

Утро начинается

Ежедневный утренний туалет малыша начинается с умывания .

Для глазок. Понадобится хлопчатобумажная вата, смоченная, теплой кипяченой водой, причем для каждого глаза берется отдельный тампон.

Для носика. Понадобится ватный жгутик, смоченными в детском креме или масле.  При насморке, из носа буквально течет, придется задействовать назальный аспиратор(спринцовка № 1). Необходимо сжать «грушу» (следите, чтобы в этот момент она не была направлена на лицо малыша), наконечник аспиратора вставить в ноздрю ребенка (другую ноздрю при этом следует закрыть) и, плавно разжимая «грушу», откачать слизь. После применения аспиратор (спринцовку) промывают горячей водой с мылом и просушивают. Проводить данную процедуру необходимо несколько раз в день: перед кормлениями и перед сном.

Для волосиков -нужна щетка/расческа с натуральной или нейлоновой щетиной.

Пупочек. Пластиковый зажим с культи пуповины мед.сестра удаляет через 24 часа после рождения. В первые дни она обычно отекает и становится голубоватого цвета. Потом она начинает подсыхать, по-тихоньку сморщивается(мумификацируется) и через 1-2 недели после родов отпадает, остает­ся только пупочная ранка, которая требует особого внимания. Чтобы предотвратить инфицирование и ускорить засыхание культи пуповины, смазывайте ее спиртом или другим антисептиком(зеленкой), рекомендованным вашим врачом, 3 раза в день(вечером после купания). Когда культя пуповины отпадет, можно увидеть на ее месте несколько капель крови — это нормально. Продолжайте смазывать пупочную ранку еще несколько дней.  Не бойтесь раздвинуть края ранки и капнуть в нее из пипетки раствор перекиси водорода, пусть попенится — таким об­разом она очищается. Затем помажьте ее зеленкой. Если заметите, что края ранки покраснели и выделяется гной, появился гнилостный запах, немедленно обращайтесь к врачу. Он обработает раневую поверхность ксероформом, а может даже использует ляписный карандаш (ляписом называют азотнокислое серебро).

Причины плача

— ребенок «сходил» в пеленки (надо перепеленать), — ребенок чувствует дискомфорт (например, давят шовчики распашонки), — ребенок голоден или его мучает жажда(дать поесть или попить-кипяченой водички из чайной ложечки или сладкого чая).

С 10-12-го дня жизни малыша необходимо несколько раз в день (лучше перед кормлением) класть на живот — сначала на 3-5 минут, затем — на 15-20. Не всем новорожденным это нравится, так как поднимать головку они еще не умеют, но такая «тренировка» ребенку необходима, поскольку она способствует развитию мышц живота, стимулирует движения головы, способствует отхождению газов.

Не оставляйте ребенка долго лежать в одном положении. Он еще маленький и не может сам повернуться. От долгого лежания без перемены положения мышцы ребенка устают, и ребенок начинает беспокоиться. Кроме того, длительное лежание в одном положении, особенно в первые месяцы жизни, неблагоприятно сказывается на формировании головы ребенка.

Опрелости:

— стремиться перепеленать ребенка вовремя; — обратить внимание на качество стирки пеленок (в ткани могут присутствовать остатки мочевой кислоты, которые даже при сухих пеленках способны раздражать нежную кожу). 

При перепеленании следует протирать чистой влажной салфеткой именно мокрые места, а места опрелостей обрабатывать жирным детским кремом.

Каждый день осматривайте кожные складки. Если заметите скопление в них маленьких водянистых бугорков, значит, пора заняться приготовлением настоя череды, который добавлять в воду для купания ребенка.

Потница. Возникает от чрезмерного укутывания ребенка. Для профилактики купать ребенка раз в день, вечером. Но летом лучше купать деток почаще, но только без мыла. Можно использовать при купании различные отвары трав. Также воздушные ванны (при температуре воздуха выше 18 градусов). Малыша раздевают и оставляют на 5-10 минут голеньким, одновременно делая легкий массаж, чтобы малыш не переохлождался. Не забывайте проветривать помещение. Идеальная температура помещения для нахождения в нем новорожденного ребенка — это 20-22 градуса.

Для лечения потницы в воду для купания можно добавляют слабый раствор марганцовки или отвар ромашки. Также протирать кожу в проблемных местах салфеткой смоченной в слабом содовом растворе (чайная ложка на стакан теплой кипяченой воды). На ночь одевать а/царапки и не укутыват ребенка в 100 одёжек.

Струпики на волосистой части головы. Возникают струпики при избытке выделений кожных желез. Выделения засыхают, и снять их потом бывает непросто. Струпики имеют желтоватый цвет, иногда полупрозрачные, иногда чешуйчатые, и шелушатся. Удаляются струпики после купания распаренную и смазанную растительным/детским маслом корочку осторожно вычесывают гребешком(предварительно, начесав на него вату) или удаляют ватным тампоном.

Купание.  До заживления пупочной ранки, ребенка следует купать толь­ко в слабом растворе марганцовки и только в кипяченой воде! Потом воду можно не кипятить, да и подсушивающую марганцов­ку смените на отвар ромашки или череды. Здорового ребенка купать нужно ежедневно, и лучше всего перед сном. Температура воды в ванночке должна быть +'37° С, проверьте с помощью термометра. 2-3 минуты купания вполне дос­таточны для новорожденного. После купания заверните его в пеленку и промокните. Не обтирайте его махровым полотенцем — ведь кожа у новорожденного еще очень нежная! С мылом, даже детским, младенцев не стоит мыть чаще, чем один раз в неделю. И после купания одеваем чепчик.

Слух. В первые несколько дней после рождения — около недели — ребенок еще не очень хорошо слышит. Слуховой нерв развивается полностью в течение всего первого года жизни. Соответственно и слух у малыша развивается постепенно.Говорите с малышом, развивайте его слух; пусть в вашем доме в такие минуты звучит музыка — негромкая спокойная музыка, из классики что-нибудь, с легко угадываемым мелодичным рисунком. Танцуйте под музыку. Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.

Потрясите погремушкой рядом с малышом. Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука.

Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком.

Снижение или отсутствие слуха у малыша проверяют по его реакции на громкий звук. Если хлопнуть возле уха ( с каждой стороны в отдельности ), слышащий ребенок должен моргнуть в ответ.

Зрение.  В первые дни ребенок еще не может фиксировать взгляд. И видит на одном расстоянии, 25-30 см. Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку. В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки.

Пеленание. педиатры и ортопеды твердят родителям, что нельзя пеленать ребенка туго, с вытянутыми ножками, как по стойке «смирно». В последнее время этот призыв стал особенно актуальным, потому что у детей чаще отмечается дисплазия — недоразвитие тазобедренного сустава. Поможет так называемое широкое пеленание. Поза со слегка раздвинутыми бедрами естественна, физиологична для ребенка, она создает благоприятные условия для правильного развития тазобедренных суставов.  Традиционно ребенка первых месяцев пеленали «с ручками», но правильнее оставлять ручки свободными, зашив концы рукавов распашонки. А чепчик или косыночку надевайте только после купания.

Грудное вскармливание.

В норме кормление длится 15-20 минут, но в  первые дни, пока отрабатываются детали этой процедуры, оно может затянуться и на полчаса.

В первые дни пребывания дома ему достаточно 60-80 мл молока при 6-7-разовом кормлении (на одно кормление), к концу месяца — 100-130 мл. Однако ребенка, родившегося с низкой массой тела (ниже трех килограммов), желательно кормить семь раз с трехчасовыми перерывами, а может быть и чаще. Можно пойти ему навстречу и покормить ночью, в общем, кормить не по часовой стрелке, а по потребности.

Например, в 6 и 9 утра, в 12 и в 3 часа дня, в 6 и в 9 часов вечера, в 12 и в 3 часа ночи. Постепенно, по мере возможности, исключите кормление в 3 часа ночи. Если ребенок ночью к очередному кормлению не проснулся — не бу­дите его, пусть график кормлений сдвигается.

Покормив, подержите ребенка несколько минут вертикально, чтобы он отрыгнул воздух — это уменьшит вероятность срыгиваний. А положить его после обязательно на бочок, потому что, если он все-таки срыгнет, то в положении на спине может захлебнуться.

Обычно срыгивание не представляет никакой угрозы (кроме как для одежды и мебели)(держите под рукой небольшую пластиковую бутылочку с водой, смешанной с содой, для очистки пятен. Потерев ткань, смоченную такой смесью, вы не дадите пятнам зафиксироваться и избавитесь от неприятного запаха).

Кроме грудного молока или заменяющей его смеси новорожденный должен обязательно в промежутках между кормлениями получать питье (хотя некоторые активно сосущие грудь дети, получающие в связи с этим несколько избыточное количество молока, от питья могут и отказываться). Целесообразнее всего приучить ребенка пить (из соски или с ложечки) не подслащенную кипяченую воду — 100-150 мл в сутки, летом можно и больше.

Для избежания диатеза на весь период грудного вскармлива­ния маме исключить: крас­ных яблок, клубники, красной рыбы, свеклы, кетчупов и помидо­ров, красного перца, апельсинов, винограда, кофе, меда, шо­колада и орехов, консервы, острое, жареное, лук, чеснок.

Разумеется, кормящая мать должна получать полноценное питание — в день не менее 120 г мяса (паровые котлеты), 100-150 г творога, 400-500 мл кефира — лучше био- или бифидокефира (пресное нежирное молоко лучше добавлять в каши, в чай), отварные овощи, растительное и сливочное масло, из фруктов — наиболее целесообразно употреблять яблоки, изредка бананы. При отсутствии у матери или ребенка аллергии разрешаются яйца, 1-2 раза в неделю — нежирная рыба.

Для стимуляции локтации используют травяные сборы и чаи, содержащие крапиву, фенхель, анис, укроп, точечный массаж на передней поверхности грудной клетки и на кисти следует легко массировать по часовой стрелке по 30-60 секунд каждую 2 раза в день.

Также повышающие приток молока — это рыба (судак, треска), мед, грецкие орехи. Попробовать не мешает, но только если у ребенка нет проявлений диатеза, да и сама мама — не аллергик. Полезен  препарат маточного пчелиного молочка — апилак, его принимают по две таблетки в день (не глотать, а сосать). На некоторых женщин хорошо действует настой сухой крапивы (столовую ложку крапивы залить стаканом кипятка, дать настояться и пить по одной столовой ложке три раза в день).

Если соски у матери плоские, недостаточно выпуклые, нужноготовить к кормлению еще во время беременности, по нескольку раз в день осторожно вытягивая их пальцами. Это же надо проделывать перед каждым кормлением, а начиная кормить, средним и указательным пальцами слегка сжать грудь у края ареолы (околососкового кружка) — сосок выдвинется вперед и его легче будет вложить ребенку в ротик. Вкладывать надо не только сосок, но и ареолу — так младенец будет меньше заглатывать воздух, а это — профилактика срыгиваний. Материнская грудь может оказаться слишком тугой для вашей крохи, надо сцедив первые капли молока.

Иногда ребенку становится неудобно сосать просто потому, что мама не догадывается приподнять рукой грудь, и она закрывает ему нос, мешая дышать. Бывает, мама слишком плотно прижимает малыша к себе, и это заставляет его рефлекторно откидывать голову.

Ленивый ребенок, пососав несколько минут, начинает дремать у груди, изредка делая во сне вялые и непродуктивные сосательные движения. Такого приходится побуждать к еде, тормошить, будить, похлопывая по щечке, иногда даже на минутку распеленать, чтобы он окончательно проснулся и стал есть.

Есть детки, которые боятся груди — пососет такой немного и откинется с гримасой, выражающей чуть ли не отвращение. Возможно, это гурман, которому не понравится запах молока, появившийся после того, как мама поест лука, чеснока или какой-то пряной зелени. Ничего такого «пахучего» лучше на первых порах вообще не есть, а пробовать потом, понемножку, проверяя реакцию ребенка

Искусствен. вкармливание

Малыш, находящийся на искусственном вскармлива­нии, в первые 2 недели жизни должен получать адапти­рованную смесь 8 раз в сутки через равные промежутки времени. В возрасте старше 2 недель ребенку позволи­тельно (но не обязательно) делать ночной перерыв, т.е. частота кормлений составляет / раз в сутки при 6-часо- вом ночном отдыхе. Обычно таким детям между корм­лениями 1-2 раза в сутки предлагают еще небольшое количество воды в качестве питья.

Расчет необходимого суточного количества адапти­рованной смеси для малыша первых 7-10 дней жизни проводят по следующей формуле: 80хN или 70xN, где N — день жизни ребенка. Если масса малыша при рождении была более 3200 г, используют первый вариант формулы, если менее — второй. Полученное значение делят на ко­личество кормлений, рассчитывая таким образом необ­ходимый разовый объем смеси.

После 10-14 дней кроха съедает за сутки питание, рав­ное по объему 1/5 от его массы.

Организация сна Новорожденные спят почти все время, просыпаясь через рав­ные промежутки для того, чтобы поесть. После еды они пример­но часик «гуляют» — таращат свои глазенки и беспорядочно ма­шут ручками и ножками. В первый месяц жизни, пока ребенок не научился самостоятельно переворачиваться, его можно выкла­дывать «погулять» на родительскую кровать.

Проветривание комнаты. Чистый воздух необходим для нормальной функции легких, что служит профилактикой многих заболеваний. Комнату следует проветривать не менее трех раз в день: утром, днем и на ночь. В сильные морозы проветривание производится через форточку (фрамугу) по 10 — 15 минут, весной и летом окно можно оставлять открытым почти на весь день. Нужно помнить о том, чтобы температура воздуха в комнате оставалась равномерной (не ниже 20 °С). Снижение температуры в комнате после проветривания на 3 — 4 °С служит одним из методов закаливания детей.

Стул ребенка.

Новорожденный выделяет кал несколько раз в сутки, а мочу – до нескольких десятков раз.  Первые порции мочи у доношенного ребенка, покормленного в первые сутки жизни, выделяются в течение 24 часов после рождения. Отсутствие мочи в первые сутки может быть признаком болезней мочеполовой системы.Стул малыша первого месяца очень изменчив по частоте и характеру.

В первые 1-2 дня вы­деляется густой первородный кал зеленовато- коричневого цвета, называемый меконием. За­тем отмечается довольно частый, до 6-8 раз в сутки, изменчивый по характеру (с зеленью, слизью, непереваренными комочками) переходный стул. После 7-10 дней жизни стул у грудничка желтый, ка­шицеобразный, имеет кислый запах. Ча­стота дефекации составляет от 3 до 5-8 раз в сутки. У детей-«искусственников» стул, как правило, более редкий — в среднем 3-4 раза в сутки. Если малыш получает материнское молоко, которое очень хорошо усваивается, в норме так­же могут отмечаться эпизоды задержки стула на 1-2 дня, не сопровождающиеся вздутием живота, срыгиванием или бес­покойством крохи.

Прогулка. Летом и в теплое время малыша можно выгуливать уже на второй день после выписки из роддома (через неделю после рождения), а в зимнее — через пять. Положив его в коляску, под­нимите на коляске капюшон — он защитит ребенка от ветра, хо­лода или солнца. В холодное время длительность первой про­гулки должна составлять 10 минут, и с каждым днем увеличивать­ся на 5-10 минут. Учтите, что в это время температура воздуха не должна быть ниже -10 °С. В теплое время гулять можно по­дольше — при температуре воздуха +20°С первая прогулка мо­жет быть около 20 минут, и т. д.

Прививки. В первые 12 часов ребенка привива­ют от вирусного гепатита В. Затем, на 3-7-й день ребенок полу­чает вакцинацию от туберкулеза (БЦЖ).  На месте прививки появится маленький прыщик или язвочка, которые без­вредны. Однако пока они не заживут, их нужно беречь от грязи, которую туда могут занести пальчики новорожденного. Когда ребенку исполняется месяц, делается повторная при­вивка от гепатита В.

Обследование. В 1 месяц ребенок подлежит обязательному ультразвуковому обследованию на предмет выявления патологии тазобедренных суставов (их дисплазии, врожденного вывиха). Кроме того, проводится УЗИ головного мозга (нейро- сонография — НСГ) и УЗИ внутренних органов (чаще всего — органов брюшной полости, по­чек). Согласно действующим в настоящее время стандартам обследования, в месячном возрас­те каждому малышу необходимо сделать элек­трокардиограмму — ЭКГ (графическое отобра­жение биопотенциалов работающего сердца). 

В 1 месяц ребенок в первый раз отправляет­ся на прием в детскую поликлинику. Кроме педиатра, согласно рекомендациям действу­ющего на сегодняшний день приказа, кроху должны осмотреть невролог, детский хирург и травматолог-ортопед. Но обход этих врачей, как правило, вам позволят растянуть до 3-х месячного возраста. Всё же не очень хорошая идея каждый день наведываться в больницу с новорожденным. Если есть показания, перечень специалистов, которые осматрива­ют ребенка в 1 месяц, может быть расширен. Например, малыша может проконсультиро­вать врач-офтальмолог или кардиолог.

К концу 1 месяца жизни новорожденный: 

  • набира­ет около 600 г, т.е. каждый новый день приносит кро­хе дополнительные 20 г веса.
  •  дети прибавляют 4 сантиметра.
  • Вздрагивает и мигает при резком звуке. Например, с 9-11 дня, ребенок уже различает звуки, реагируя плачем на резкие, громкие, но пока еще не прислушивается к ним. Прислушиваться он начинает между 3 и 5 неделями жизни. Малыш успокаивается при сильном звуке (реакция слухового сосредоточения) на 10-15 секунд, прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки.
  • Удерживает в поле зрения неподвижный предмет, т.е. способен к зрительному сосредоточению. К 20-22 дню исчезают нескоординированные движения глазных яблок. Зрительное сосредоточение происходит на 15-30 дни, задержка взгляда на чем-то еще кратковременна. Младенец фиксирует взглядом на 5 -10 секунд неподвижный предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров. Общие движения еще заторможены. Малыш еще дальнозорок, и не следует фиксировать его взгляд на предметах, расположенных ближе полуметра, иначе он будет косить глазами, чтобы рассмотреть предмет или игрушку.
  • В положении лежа на животе поднимает и удерживает головку в течение 5-20 секунд. Например, уже на 8 – 10 день ребенок пытается поднять головку, если его положить на животик, а в двухнедельном возрасте поворачивает ее к источнику звука.
  • В этот период появляется первая улыбка в ответ на обращенную речь. Улыбка – это призыв к взаимопониманию, приглашение к общению, выражение положительных эмоций!
  • Младенец может издавать отдельные звуки в ответ на разговор, иногда реакция еще отсрочена на несколько секунд. Например, некоторые младенцы, уже через несколько часов после рождения, могут подражать, если кто-нибудь высунет язык или откроет рот. В самом начале ребенок плачет или кричит, потом начинает издавать горловые звуки, которых к месяцу все меньше. На втором месяце малыш начнет произносить звуки, напоминающие «а”, „кх”, “ах” и пр… Когда малыш спит, часто можно слышать тихое посапывание или даже „храп”.
  • Движения еще не координированы. Например, уже в первый день жизни у здорового новорожденного регистрируют более 170, а на 10 день жизни более 550 отдельных и общих движений в минуту! Разумеется, речь идет о незрелых, нескоординированных движениях, являющихся следствием возбуждения незрелых центров мозга. Но все эти движения очень важны для развития ребенка!

www.baby.ru

см.

Физическое развитие ребенка в 1 месяц

В 1 месяц Вы с малышом отправитесь в поликлинику, где врач-педиатр осмотрит, взвесит и измерит кроху. Это необходимо, чтобы понять всё ли в порядке с ребенком, нормально ли он развивается, хватает ли ему молока.

Вес, рост и другие показатели на первом месяце

Детей до 6 месяцев взвешивают на специальных детских весах в положении лежа на спине. За первый месяц жизни ребенок должен прибавить в весе около 600-800 грамм.

Длину тела у месячного малыша измеряют на горизонтальном ростомере, покрытым пеленкой. За первый месяц малыш вырастает примерно на 3 см.

Окружность головы измеряют сантиметровой лентой. Её прикладывают на месте максимального выпячивания затылочного бугра (позади), спереди — по надбровным дугам. Окружность головы за первый месяц увеличивается на 1-1,5 см.

Окружность грудной клетки у детей до года измеряют в лежачем положении, сантиметровой лентой. Лента укладывается позади под углами лопаток, а спереди над сосками. Окружность грудной клетки за первый месяц жизни увеличивается на 1,5-2 см.

Нервно-психическое развитие ребенка в 1 месяц

К первому месяцу жизни постепенно начинает угасать физиологический гипертонус. Становятся координированными движения глаз, ребенок может фокусировать свой взгляд на ярком предмете, на лице человека, который над ним склонился.

Хорошо вызываются все физиологические рефлексы, которые были у новорождённого малыша. Их угасание начнется только с 2 месяцев.

Малыш хорошо различает мамин голос или голос того, кто с ним проводит большее всего времени. Начинает издавать первые звуки в ответ на общение с ним.

Зрение и слух новорожденного в 1 месяц

К концу первого месяца жизни у малыша формируется слуховое и зрительное сосредоточение. Для оценки слуха можно хлопнуть руками на расстоянии 30-40 см сбоку от ушей лежащего на пеленальном столике ребенка, при этом здоровый ребенок, должен моргнуть.

Для оценки зрения, на высоте 30 см над глазами лежащего на спине малыша проводят ярким предметом с одной стороны на другую, малыш должен глазами следить за движением предмета (хотя бы кратковременно).

Что должен уметь ребёнок в 1 месяц?

В 1 месяц малыш всё еще спит большую часть суток, но в часы бодрствования он активно начинает двигаться. Появляются первые попытки совершать небольшие движения: поворот головы вслед за игрушкой или за передвижением мамы; в положение лежа на животе делает попытки приподнять голову.

Ближе к концу первого месяца жизни, через несколько минут после начала кормления, малыш может на некоторое время перестать сосать грудь, и начать внимательно рассматривать лицо матери, ощупывать грудь.

В 1 месяц внимание малыша, в основном, направлено на маму, но чувствует её прикосновения, запах, начинает ощущать вкус молока (ведь он меняется в зависимости от тог, что накануне покушала мама).

Уход за ребенком на первом месяце жизни

У месячного малыша довольно часто происходят мочеиспускание и опорожнение кишечника. Так минимальное количество мочеиспусканий у здорового ребенка должно быть не менее 6 раз в сутки. Опорожнение кишечника в этом возрасте равна частоте кормлений, но может достигать и 10-12 раз в сутки. Стул желтый, кашицеобразный, с немного кисловатым запахом (на естественном вскармливании).

Так как малыш очень часто «ходит в туалет», а кожа у него очень нежная и имеет склонность к быстрому развитию раздражения, то необходимо часто подмывать ребенка (либо очищать кожу специальными детскими салфетками), после каждого мочеиспускания и дефекации. Подмывать можно теплой проточной водой. При этом, обратите внимание, слишком часто пользоваться мылом не рекомендуется. Используйте специальное детское мыло только при сильном загрязнении кожи малыша.

Очень важно следить за ежедневной гигиеной ребенка. Умывать малыша необходимо каждое утро. Также регулярно чистим носик, ушки, обращаем внимание на промежутки между пальчиками, там часто скапливается остатки крема, ниточки и ворсинки от пеленок и одежды. Подстригаем ногти 2-3 раза в неделю.

Купать месячного ребенка рекомендуется не реже 2 раз в неделю, а лучше каждый день. После заживления пупочной ранки можно купать в теплой проточной воде. Только необходимо следить, чтобы вода не попадала ребенку в рот, чтобы он не наглотался воды из-под крана.

Комнату, в которой находится малыш необходимо ежедневно проветривать и регулярно делать влажную уборку.

В этом возрасте можно постепенно увеличивать длительность прогулок на свежем воздухе (если температура за окном позволяет).

Питание новорожденного ребенка в 1 месяц

В этом возрасте, безусловно, самым полезным питанием является грудное молоко. К месячному возрасту малыш начинает постепенно вырабатывать свой режим кормления и многие мамы уже по плачу могут определить голоден ли ребенок. Также малышу еще необходимы ночные кормления, считается, что в ночное время молоко более калорийное, что способствует более интенсивной прибавки в весе.

К сожалению, в этом возрасте у ребенка могут появиться кишечные колики и вздутие живота. Поэтому кормящим мамочкам необходимо тщательно следить за своим рационом питания. Также уделите внимание профилактическим мерам: следите, чтобы ребенок правильно брал грудь, после кормления держите малыша вертикально «столбиком», чтобы лишний воздух вышел из желудка; в течение дня выкладывайте ребенка на живот; можно делать легкие поглаживания по животу по часовой стрелке.

Многие мамы переживают, что у них мало молока и ребенок не наедается. Не спешите переходить на искусственные смеси, ни одна смесь не усваивается лучше чем материнское молоко. В течение первого полугодия, может отмечаться временное уменьшение молока, но как правило они быстро проходят. Некоторым помогают более частые прикладывания к груди, специальные чаи для кормящих мам и безвредные препараты для повышения лактации. Если Вы всё же сомневаетесь, проконсультируйтесь с педиатром.

Необходимые обследования младенца в 1 месяц

Когда ребенку исполняется 1 месяц необходимо показаться врачу педиатру в условиях поликлиники. Обратите внимание, что посещать педиатра необходимо в день здорового ребенка, чтобы обезопасит кроху от больных детей. Врач, во время приема, осмотрит ребенка и оценит его физическое и нервно-психическое развитие. Также даст необходимые рекомендации по уходу и вскармливанию.

В 1 месяц здоровому малышу необходимо пройти осмотр у невролога, хирурга, офтальмолога. Также необходимо пройти некоторые обследования и сдать анализы. Так малышу необходимо сделать: ЭКГ, УЗИ тазобедренных суставов и внутренних органов и сдать общий анализ крови и общий анализ мочи. В случае необходимости врач может назначит дополнительное обследование.

В 1 месяц согласно календарю профилактических прививок делают вторую прививку против вирусного гепатита В (первую делают в родильном доме).

Как играть с ребенком в 1 месяц?

В этом возрасте ребенку необходим тактильный и зрительный контакт с мамой и папой. Побольше гладьте ребенка, разговаривайте с ним.

Считается, что тугое пеленание мешает ребенку развиваться, так как сковывает и ограничивает его движения, поэтому старайтесь в дневное время одевать его в одежду, которая не сковывает движения. А пеленать малыша, можно на время сна, чтобы не будил себя резкими движениями и вздрагиваниями.

Для развития и укрепления мышц ребенка, в течение дня, когда он не спит, меняйте его положение, кладите то на один бочок, то на другой, на животик, на спинку.

Какие игрушки подходят в данном возрасте?

В этом возрасте малыш всё более внимательно смотрит на окружающие лица и предметы, понемногу начинает различать звуки, интонацию голоса. Поэтому для месячного малыша отлично подойдут игрушки-погремушки, колокольчики, пищалки. В ручки малышу можно ненадолго вкладывать небольшие игрушки разной формы и фактуры.

Так же в этом возрасте полезно включать спокойную классическую музыку (примерно на 10-15 минут в день).

Самое главное для малыша в этом возрасте чтобы он был чист и сыт, а рядом была любящая мама.

Автор публикации:Врач- неонатолог (педиатр)Детская городская клиническая больница №1, г. Астрахань Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите комбинацию клавиш Ctrl+Enter. Спасибо!

www.mapapama.ru

Как проверить развитие зрения у новорожденных

Зрение человека относится к числу тех чувств, которые позволяют ему жить полноценной жизнью. Не стоит говорить о том, насколько ухудшается качество жизни в случае, если способность видеть снижается, или, тем более, отсутствует.

Сегодня, благодаря развитию медицины, многие патологии зрения могут быть устранены тогда, когда они обнаружены вовремя. Поэтому очень важно уже в младенчестве определить проблему, чтобы в дальнейшем составить план по ее устранению.

К сожалению, часто молодым родителям не хватает элементарной медицинской грамотности для того, чтобы определить, что со зрением их малыша что-то не так. В этой статье мы поговорим об особенностях зрения новорожденных, а также об этапах развития зрения новорожденных для того, чтобы молодые родители могли сами предположить наличие нарушений зрения у новорожденного, если они есть.

Как функционирует зрение новорожденного

Даже у здоровых малышей сразу после рождения зрение не работает «в полную силу». Правда, связано это не с органическими нарушениями зрения у новорожденного, а скорее с незрелостью головного мозга. Как известно, информация любого рода обрабатывается мозгом и если он в силу недостатка своего развития не может воспринять зрительную информацию, то человек не способен «видеть» в привычном понимании этого слова.

Таким образом, несмотря на то, что органы зрения у новорожденного абсолютно здоровы и функциональны, ребенок не воспринимает зрительные образы так, как это делает взрослый, другими словами, он их «не видит». И для того, чтобы он научился их распознавать, требуется время. Развитие зрения у новорожденных происходит постепенно, начиная с момента рождения, вплоть до 6-8 месяцев. Новорожденный малыш способен воспринимать образы на расстоянии 20-30 см, он также различает силуэты, свет, но видит все размыто.

Этапы развития зрения новорожденных

Этапы развития зрения новорожденных соответствуют развитию малыша в месяцах. Что же происходит со зрением у новорожденных от месяца к месяцу?

1 месяц. На этом этапе малыш еще не умеет пользоваться обоими глазами одновременно, поэтому часто его глазки сходятся у переносицы. Малыш узнает лицо мамы, когда она близко наклоняется к нему, но не различает его, когда она стоит дальше от кроватки.

2 месяц. На этом этапе малыш начинает различать контрастные узоры, они притягивают его внимание. Больше всего ему интересны черно-белые узоры, но он воспринимает и другие цвета, правда его мозг не каждый способен различить.

3-4 месяца. Зрение у новорожденного совершенствуется. Он начинает воспринимать расстояние и глубину. Это способствует тому, что малыш начинает лучше координировать свои действия и хватать предложенный объект. Именно в этом возрасте нужно давать малышу возможность хватать развешенные игрушки, чтобы тренировать зрение.

5-6 месяцев. Этот этап развития зрения новорожденного знаменуется тем, что малыш начинает различать движущиеся предметы. Кроме того, он способен определять предмет только по видимой части. Совершенствуется также возможность малыша различать сложные оттенки.

7-8 месяцев. К этому возрасту малыш способен видеть также четко, как взрослый. Хотя он проявляет интерес к близко расположенным объектам, малыш отлично видит и те, что расположены далеко. Интересно, что к этому возрасту глаза большинства малышей приобретают свой постоянный цвет.

Как способствовать развитию зрения у новорожденных?

Родители должны максимально способствовать развитию зрения у новорожденного. При каждом посещении врача нужно удостовериться в том, что с глазками малыша все в порядке. Врач должен обратить внимание на их размер и то, как ребенок ими двигает. Особенно важно следить за состоянием глаз, если в семье были случаи серьезных патологий зрения.

Чтобы стимулировать развитие зрения у новорожденного, специалисты рекомендуют как можно чаще давать ребенку возможность рассматривать человеческие лица. Их дети любят гораздо больше, чем картинки или узоры. Когда малышу исполнится месяц, можно предложить ему яркие игрушки, благо сегодня в магазинах полно развивающих игр для новорожденных.

Также нужно развивать способность малыша следить за предметом, перемещая тот перед его глазами. Это может быть как игрушка, так и мамино лицо. Важно удостовериться, что ребенок действительно переводит взгляд вслед за движущимся объектом. Не стоит забывать и о развитии цветового восприятия. Для этого нужно как можно чаще демонстрировать ребенку самые разные цвета и их оттенки.

Как проверить зрение у новорожденного?

Регулярно проверку зрения проводит специалист, но молодым родителям будет полезно знать, как проверить зрение у новорожденного, чтобы убедиться, что с ним все в порядке. Самым простым способом того, как проверить зрение у новорожденного на данном этапе является следующий: поднесите к малышу источник света, вы обнаружите реакцию на свет, когда зрачки ребенка сузятся и малыш закроет веки, также ребенок повернет головку в сторону источника света.

Признаки нарушения зрения новорожденных детей

Молодые родители могут заметить и явные признаки нарушения зрения новорожденных детей, о которых в дальнейшем нужно сообщить специалисту на плановом осмотре. Что может говорить о нарушении зрения новорожденных детей?

  • Родители замечают, что глаза малыша двигаются не свободно, ребенок с трудом переводит взгляд с одного предмета на другой.
  • 3х – 4х месячный ребенок не следит за двигающимся предметом.
  • Ребенок не может остановить взгляд на одном предмете, а постоянно переводит его.
  • Ребенок все время косит или один глаз постоянно закрыт.
  • Один из зрачков больше, чем другой, или имеет белый цвет.
  • Глазки малыша все время слезятся или они слишком чувствительны к свету.

Все эти признаки могут свидетельствовать о наличии определенных патологий зрения у новорожденного, поэтому сообщить об их наличии нужно как можно раньше, чтобы была возможность устранить проблему.

Что нужно знать о зрении у новорожденного?5.00 из 5 (Голосов:1)

Pекомендуем:

www.wjtoday.ru

Зрение у новорожденных детей

Когда появляются дети – это счастье. С каждым своим новым днем они получают огромное количество информации о вас, мире, окружении. Они учатся по крупицам всему, что необходимо, их организм меняется, трансформируется. В этой статье мы расскажем, как новорожденные дети видят первые месяцы своей жизни, как формируется их зрение и что с ним происходит.

Рождение

Новорожденные дети, появившиеся на свет, видят только очень близко, вам даже может показаться, что зрачки разного размера. Они могут фокусировать свое зрение только на предметах, которые от них на расстоянии не более 20 сантиметров. Если вы держите малыша на руках, то он увидит только ваше лицо и сможет его определить. Ничего другое пока его интересовать не будет и не будет для него доступным. Малыш, конечно, различает цвета, но тонов и полутонов он не видит. То есть отличить голубой от василькового он не сможет, этому он научится только в дальнейшем.

Первый месяц

Первый месяц жизни очень важен, считается, что новорожденные дети именно в этот период своего становления получают основные жизненные навыки, которые в дальнейшем будут все более совершенствоваться. Глазки малышей пока еще совсем не могут фокусироваться на предмете. Иногда даже зрачки не фиксируются на одном месте. Но именно в этот первый месяц новорожденные учатся фокусироваться, даже следить за движущейся вещью. Поэтому так важно тренировать малыша с помощью погремушки или игрушки. Он также учится следить и за вашим взглядом, для ребенка это приятная игра, которая к тому же тренирует зрение.

Второй месяц

Именно в этот период новорожденные начинают видеть больший цветовой спектр. Им становятся доступными различные тона одного цвета. Поэтому для второго месяца очень важно переходить к показу разноцветных предметов, ярких игрушек и обучающих карточек. Конечно, дети в этот период не различат все полутона, многого не увидят, но именно здесь родители могут заложить очень важный навык цветового восприятия. Зрение малыша в этот период как чистый лист, который можно раскрасить.

Третий и четвертый месяцы

В этот период развития новорожденные более четко учатся понимать какого размера предмет, на каком он расстоянии находится, какой он в объеме. Зрение ребенка начинает приобретать трехмерность, глубину. Дети уже не просто смотрят, они участвуют, стараются дотронуться до предмета, протягивают к нему ручки. Они уже способны контролировать свои рефлексы и могут координировать двигательные функции. Именно на это должны быть сейчас направлены все обучающие игры с родителями.

От полугода до семи месяцев

Зрение малышей в этот период уже сформировано. Они могут различать маленькие предметы, знают и видят разные тона и полутона, у них даже уже есть любимые цвета, которые их привлекают в процессе игр. Именно в это время детки любят играть в прятки с различными игрушками и предметами. Могут определять, что за игрушка только по одной открытой ее детали. Это значит, что малыши уже понимают, что все предметы есть даже в тот момент, когда они от них спрятаны.

Восемь, девять месяцев

Зрение к этому времени уже такое же, как и у более взрослых людей. В нем есть четкость, трехмерность, глубина, нормальная резкость. Иногда малыш любит наблюдать за происходящим на большом расстоянии от него. Он все еще ленится и ему проще наблюдать за тем, что происходит близко, но любопытство в этот период все равно берет свое. Именно сейчас глазки ребенка станут того цвета, с которым он будет идти по жизни.

На что обращать внимание

Все, что мы описали это классическая картина формирования зрения для малыша. Бывают некоторые особенности, но они не должны быть слишком явными. В любом случае при каждом приеме педиатра просите проверить его. Старайтесь использовать все возможности, чтобы ваш малыш каждый месяц жизни получал новые тренировки своей зрительной активности. Игрушки, развивающие погремушки – все это очень необходимо для вашего ребенка. Именно в процессе игры он сейчас познает мир.

Когда следует пройти серьезную проверку

Внимательно следите за тем, что происходит с крохой, если вы заметите какие-то необычные проявления, об этом сразу же следует сказать вашему педиатру, например:

  • к 3-4 месяцем малыш не следить глазками за двигающимся предметом, вашими руками;
  • ребенок не может остановить взгляд в одной точке;
  • закатываются глазки и они сильно косят;
  • один из зрачков кажется более светлым;
  • часто слезятся глазки.

Не торопите события, пусть ваши детки развиваются так, как это задумано природой, лишь немного помогайте детям в этом процессе. Пусть здоровье их глазок будет отменным, и они видят все краски жизни!

Зрение у новорожденных - норма и патология

Новоиспеченные родители обычно внимательно разглядывают малыша, глазки новорожденного – предмет особого внимания: чей цвет глаз унаследовал малыш, насколько хорошо он видит. И, конечно же, малейшие отклонения вызывают у родителей тревогу и беспокойство. Давайте разберемся, какие изменения глаз у детей до года можно считать нормой, а какие требуют неотложной консультации специалиста и в чем характеризуется зрение у новорожденного.

Строение и развитие глаз новорожденного

Подобно глазам взрослого, орган зрения у новорожденного представляет собой сложную оптическую систему, состоящую из нескольких частей. Одна часть отвечает за проведение света, она представленароговицей и хрусталиком. Пройдя сквозь преломляющие среды, свет фокусируется на сетчатке - специальной светочувствительной пленке из множества нервных клеток. Зрительная информация посредством нервных волокон попадает в головной мозг, здесь она воспринимается и анализируется.

Зрение у новорожденного ребенка имеет свои особенности: глаз ребенка первого года жизни еще не способен работать так же, как у взрослого. Начиная с момента зачатия и примерно до седьмого года жизни, зрительная система ребенка развивается и совершенствуется. Только что родившийся ребенок не способен увидеть мир (в понимании взрослого), так как зрение его несовершенно. Острота зрения новорожденного ничтожно мала, она находится на уровне восприятия света и тени, но никак не зрительных образов. С каждой неделей жизни зрение ребенка улучшается и примерно к 12 месяцам глаз ребенка воспринимает примерно треть или половину того, что может увидеть глаз взрослого. Наиболее бурно зрение у детей развивается в течение нескольких месяцев после рождения, и именно в этот период важно обращать внимание на малейшие изменения, происходящие с глазами. Развитие органа зрения у ребенка напрямую зависит от регулярной зрительной стимуляции: изображение, фокусирующееся на сетчатке, способствует формированию зрительного центра в коре головного мозга. Какие-либо отклонения, возникающие внутриутробно или в первые дни после рождения (нарушение прозрачности оптических сред, изменения в сетчатке или зрительных нервах) могут задерживать развитие зрительного анализатора.

Зрение у новорожденного ребенка имеет свои особенности: глаз ребенка первого года жизни еще не способен работать так же, как у взрослого. Начиная с момента зачатия и примерно до седьмого года жизни, зрительная система ребенка развивается и совершенствуется.

Острота зрения новорожденного

Как уже упоминалось, вскоре после рождения и еще в течение месяца – двух острота зрения у ребенка составляет примерно тысячную часть от остроты зрения у взрослого. Кроме того, глаз новорожденного уплощен в переднезаднем размере, его зрительная ось короче примерно на 6 мм. Вследствие этого грудной ребенок в норме дальнозорок, причем одновременно с ростом глазного яблока степень его дальнозоркостипостоянно снижается.

Оценка зрения у новорожденных

Для того чтобы вовремя выявить отклонения в развитии органа зрения у новорожденного, необходимо вовремя показать ребенка специалисту. Первый осмотр органа зрения обычно происходит еще в роддоме, плановые посещения офтальмолога при отсутствии явных отклонений необходимо пройти в месяц, полгода и год. Специалист осматривает глазное дно ребенка, изучает размер и симметричность зрачков, а также реакцию зрачка на световое раздражение, оценивает состояние зрительной функции, слезовыводящих путей.

Что могут сделать родители

Во-первых, обратите внимание на размер глазных яблок вашего ребенка. Глаза в норме имеют практически одинаковый размер, они не должны быть слишком увеличены или уменьшены. Если глазные яблоки ребенка в возрасте одного месяца слегка навыкате и увеличены, это сигнал к срочной консультации офтальмолога. Причиной увеличения глаз в этом возрасте может оказаться врожденная глаукома (повышенное внутриглазное давление), которая может повлечь необратимое снижение зрения вплоть до полной слепоты.

Во-вторых, посмотрите на зрачки ребенка. В норме форма зрачков круглая, оба зрачка равны в диаметре, сужаются под действием света. Если при осмотре зрачков вы не уверены в своих выводах, это также повод внепланово обратиться к офтальмологу.

Обратите внимание на цвет глаз. Обычно оба глаза имеют одинаковый цвет, он станет окончательным примерно к трехмесячному возрасту.

Проследите, способен ли ваш ребенок фиксировать взгляд на каком-либо близко расположенном предмете (начиная с двухмесячного возраста), может ли он активно следить за движущимся предметом (с третьего месяца жизни). В возрасте полгода или чуть старше ребенок способен различать несложные фигуры, в год он уже видит рисунки.

Косоглазие у новорожденных

Периодически возникающее косоглазие у новорожденных чаще всего не связано с какой-либо патологией и проходит само по себе по мере развития навыков сбалансировано управлять обоими глазами. Косоглазие также может развиваться вследствие родовой травмы, при нарушении функции глазодвигательных мышц. Определить причину косоглазия может лишь специалист, шансы на полное излечение увеличиваются при максимально раннем выявлении имеющейся патологии.

proglaza.ru

Рекомендуем почитать