Кости черепа у новорожденного ребенка соединены

Череп новорожденного

череп новорожденного

Первые месяцы жизни ребенка чрезвычайно важны – ведь именно в этот период наиболее активно происходят все процессы роста и развития. Малыш меняется буквально на глазах, растет и развивается с каждым днем. Но период новорожденности важен еще и возможностью диагностики и лечения многих серьезных заболеваний и отклонений развития. В этой статье мы поговорим о строении черепа новорожденного, возможных отклонениях от норм развития, о том, как выявить деформацию черепа у новорожденных и что делать, если вы заметили неровный череп у своего ребенка.

Форма, размер и строение черепа новорожденного

Когда ребенок проходит по родовым путям, кости черепа накладываются друг на друга, а после появление малыша на свет череп «расправляется», приобретая более выпуклую форму. Ход родов может существенно изменять форму головы ребенка. Так, при тяжелых родах иногда возникают разного рода деформации черепной коробки ребенка, способные сохраняться довольно длительное время.

Самые распространенные родовой деформации черепа новорожденных:

  • припухлость мягких тканей головы (исчезает через 2-3 дня);
  • кефалогематома (рассасывается около недели или больше). В случае ее возникновения необходимо наблюдение невролога, хирурга, неонатолога.

Родители должны помнить, что новорожденных нельзя постоянно укладывать на один и тот же бок, давить на голову, но прикасаться и поглаживать ее можно, даже в зоне родничка, при этом вы не причините малышу никакого вреда.

Средний показатель окружность головки новорожденного – 35,5 см. В норме окружность головы малыша должна вписываться в рамки 33,0-37,5 см. Важно помнить, что в зависимости от особенностей конституции или условий окружающей среды у ребенка могут наблюдаться физиологические отклонения от средних показателей, что не обязательно является патологией. Наиболее интенсивно череп крохи растет в первые три месяца, далее рост замедляется.

Одной из главных особенностей - это наличие родничков черепа новорожденного. Родничками называют мягкие места на головке ребенка, они располагаются в местах схождения черепных костей. Большой родничок находится между теменными и лобными костями. Начальные его размеры 2,5-3,5 см, к полугоду родничок значительно уменьшается, а к 8-16 месяцам закрывается полностью. Второй родничок, задний малый, находится между затылочными и теменными костями. Он заметно меньше, чем передний, и закрывается уже к 2-3 месяцам.

womanadvice.ru

Первый месяц жизни ребенка

Первый месяц жизни грудного ребенка соответствует периоду новорожденности, или неонатальному. Он очень важен для формирования полноценного организма. Также это период адаптации ребенка к окружающей среде, поэтому от того, как ваш малыш приспособится к жизни, зависит его будущее здоровье.

Внешний вид

После рождения головка ребенка не идеально круглая, поскольку кости черепа новорожденного более пластичны, чем у взрослого человека, и способны деформироваться во время прохождения родовых путей. Поскольку кости черепа новорожденного не соединены между собой так прочно, как у взрослого человека, головка может приспосабливаться к сжатию в процессе родов, и при этом не происходит травмы.

Посередине головы ближе ко лбу находится один из самых больших «мягких участков», которые называют родничками. Это место надежно защищено покрывающей его соединительной тканью, и вы можете надавливать на него без боязни повредить. По мере роста ребенка края костей сходятся и полностью закрывают это место. У большинства детей закрытие родничков происходит между 6 и 18 месяцами. У ребенка, находящегося в спокойном состоянии, особенно в сидячем положении, родничок виден как небольшое углубление. Когда ребенок плачет, мягкий участок напрягается, и если вы внимательно приглядитесь, то увидите, как родничок пульсирует в одном ритме с пульсом. Все это совершенно нормально.

Есть еще один мягкий участок, ближе к задней части головы, который называется задним родничком. Он гораздо меньше, закрывается вскоре после рождения, и у многих детей его трудно обнаружить. Нередко головка ребенка бывает слегка заостренной. Иногда давление во время родов вызывает отечность кожи, так называемую родовую опухоль. Если давление чрезмерно велико, могут повреждаться глубокие ткани, что приводит к образованию кефалогематомы с одной стороны черепа. Это локализированная кровяная киста (скопление крови), образующаяся во время родов между черепом и волосистой частью кожи головы, не опасная. Кровь исчезает в течение пары месяцев, и всегда проходит. После этого отек может уплотниться или кальцифицироваться, образовав костное уплотнение, заметно выступающее за естественные контуры черепа, но через 3-4 месяца это также проходит.

Физическое развитие

На протяжении первого месяца жизни грудной ребенок набирает в массе в среднем 600 г. Но, уважаемые мамы, не воспринимайте это безапелляционно! Каждый ребенок, даже на первом месяце жизни, – это уже индивидуальность, которая имеет свои темпы развития. Поэтому, если ваш малыш набирает в массе меньше или больше этой цифры, и чувствует себя он неплохо (высасывает свою норму молока, не проявляет никаких признаков заболеваний), то оснований для волнения абсолютно нет. Другие показатели физического развития в течение первого месяца также изменяются: рост увеличивается в среднем на 3 см, объем головы и груди – на 1,3-1,5 см.

Движения и рефлексы

У новорожденного ребенка движения в большинстве своем являются некоординированными. Ручки у него согнуты в локтевых суставах, ножки – в коленях, кулачки сжаты. Это проявления физиологического гипертонуса (повышенного тонуса) мышц-сгибателей. Гипертонус исчезает к 3-4 месяцу жизни малыша. Внимательно наблюдайте за движениями ребенка, так как в этот возрастной период он фактически ими общается. О погрешностях в уходе дитя способно сообщить лишь плачем и усиленной двигательной активностью. Доказано, что, ощущая боль, грудной ребенок отводит большой палец на руках и, наоборот, сгибает пальцы ног. При вздутии живота он чрезмерно двигает ножками. О появлении неприятных ощущений в ухе свидетельствует то, что ребенок активно крутит головкой. Научитесь «читать» язык движений своего малыша – и вы ему очень поможете.

Но новорожденный ребенок обладает и определенными скоординированными образцами поведения, так называемыми рефлексами, которые управляются нижними центрами головного мозга. Соответствующая стимуляция автоматически вызывает эти рефлекторные реакции, например, ребенок автоматически реагирует на яркий свет и громкий шум. Если погладить щечку новорожденного, он повернет ротик в сторону коснувшегося его предмета, будь то палец или, как было запланировано природой, сосок материнской груди. Это происходит автоматически и служит для того, чтобы помочь ребенку найти источник питания до того, как он научится добывать пищу. Рефлекс запускается, если что-нибудь коснется губ, внутренней поверхности ротовой полости или мягкого неба.

У ребенка имеются и другие довольно хорошо известные рефлексы. Если ребенок напуган громким криком, или внезапным шумом, или же внезапным изменением положения тела, начинается характерное движение ручками и ножками. Сначала они разводятся, затем поднимаются вверх и соединяются. Ладони раскрываются, а затем крепко сжимаются в кулаки, словно ребенок пытается ухватиться за что-то, чтобы не упасть; и ножки выполняют примерно ту же последовательность движений. Помимо этого голова ребенка прогибается вниз и вперед. Этот рефлекс известен как «реакция на испуг», или рефлекс Моро по фамилии невролога, который первым описал его.

Следующий рефлекс – хватательный. Если нажать пальцем на ладонь ребенка или на возвышение подошвы стопы, пальцы кисти и стопы согнутся, словно пытаясь схватить давящий предмет. Зачастую захват рук настолько сильный, что ребенка можно поднять из кроватки. Если погладить подошву стопы, стопа поднимется, пальцы стопы разойдутся веером, а большой палец поднимется. Это рефлекс Бабинского, также в честь врача, который первым описал его.

Помимо этих рефлексов, большинство из которых исчезает по истечении трех месяцев, по мере того как ребенок растет, у него появляется все больше и больше произвольных движений, имеются и те, которые остаются и выполняют жизненно важные функции. Дыхательный рефлекс включается через несколько секунд после рождения; ребенок моргает или закрывает глаза, если свет слишком яркий; реагирует на запахи и отдергивает руку, почувствовав боль. Ребенок так же рефлекторно испытывает чувство голода и потребность мочеиспускания и дефекации, и все три эти рефлекса со временем становятся все более и более произвольными.

Глаза

Они полностью сформированы сразу после рождения. Цвет глаз, точнее радужки, всегда голубой по причине отсутствия в радужке меланина, естественного пигмента организма. Если в дальнейшем цвет глаз должен будет поменяться, меланин будет вырабатываться по мере роста ребенка и постоянный цвет глаз установится к тому времени, когда ребенку будет около полугода. Тем не менее, у некоторых детей, особенно с темной кожей, глаза имеют светло-коричневый цвет с самого рождения.

Новорожденные видят гораздо больше, чем мы привыкли думать, но все равно зрение еще неполноценно. Малыши видят нечетко, не способны концентрировать взгляд, у большинства из них наблюдается косоглазость. Иногда можно заметить подергивание глазных яблок из стороны в сторону (нистагм). Все это нормальные явления для новорожденного ребенка, и объясняется незрелостью этих органов. И еще: обратите внимание, что ваш малыш плачет без слез. Они появятся с 3-4 недели жизни. Отметьте себе время появления слезинок. Это первое важное достижение в развитии малыша.

Иногда утром вы можете заметить «закисание» глаз. Это происходит по причине попадания инфекции. Поэтому желательно посоветоваться со своим врачом и промывать глазные щели ребенка отваром ромашки, чаем. Такие симптомы могут также быть обусловлены непроходимостью слезного канала, что нуждается в лечении у детского окулиста.

Слух

Новорожденный ребенок воспринимает шум, реагируя на него замиранием. Он не умеет еще определять, откуда он исходит, и не поворачивает головы на звук. Но, услышав ваш голос, словно замирает, прислушиваясь, и успокаивается, если перед этим кричал. Проследите и сделайте вывод, что малыш действительно слышит.

Обоняние

Уже с рождения дитя способно по запаху узнавать маму. В нашей практике встречались малыши, которые категорически отказывались от груди другой женщины и брали лишь «свою», то есть мамину грудь. Именно поэтому совет: не пользуйтесь резкими духами, так как малыш может воспринять вас как чужого человека и даже отказаться от кормления. Важную роль в развитии обоняния играет частый насморк. В таких случаях слизистая носовой полости утончается и перестает воспринимать раздражители, малыш может отказаться от кормления.

Насморк у новорожденного редко проявляется слизистыми отделениями. Это, как правило, отек слизистой оболочки. Поэтому, если у вашего малыша насморк, нужно перед каждым кормлением закапывать нос раствором сосудосуживающих капель.

Функционирование кишечника

Характер стула новорожденного зависит от характера вскармливания. При естественном вскармливании стул мягкий, кашицеобразный, кисловатого запаха, желто-золотистого цвета. Количество, у разных детей бывает разным: от 3 до 6 раз в сутки, но не больше 7 (сколько кормлений – столько раз и стул). И лишь если у малыша 8 и больше раз или же даже 7, но жидкого характера, со слизью или примесью непереваренной пищи (в виде беловатых крупинок), предупредите своего участкового врача о нарушениях.

При искусственном вскармливании стул густой, вязкий, светло-желтого или коричневатого цвета, запах у него острый, неприятный, гнилостный. Частота будет меньшей – 1-3 раза в сутки. Если ребенок вскармливается адаптированными смесями, то характеристики стула будут приближаться к таким, которые бывают при естественном вскармливании.

О запоре у малыша свидетельствует стул один раз в двое суток, часто после применения клизмы или газоотводной трубки.

Мочеиспускание

Помните, что первые 2 дня грудной ребенок мочится очень мало – всего 2-4 раза. Это физиологическая норма, так как идет приспособление выделительной системы к новым условиям существования. Часто на пеленке после мочеиспускания вы можете найти красное пятно, будто от ржавой воды. Это также нормальное проявление «мочекислого инфаркта почек» со значительным выделением солей – уратов. На 5-6 день моча уже будет прозрачной, дитя станет мочиться до 20-25 раз в сутки. Если частота мочеиспусканий 6 и меньше, – подумайте, достаточно ли молока получает ваш малыш.

Сон

Заметьте, 95%  детей, которые родились доношенными в физиологических родах, спят хорошо. Но с 7-10 дня от рождения сон становится не таким глубоким и чередуется с периодами бодрствования. Поэтому надо сориентироваться в биоритмах ребенка, чтобы своевременно (а именно в период бодрствования) планировать его кормление, пеленание, купание. Соблюдение режима имеет исключительное значение.

Не волнуйтесь, если иногда ребенок пропускает время кормления. Когда такое случается редко, то это не означает, что ребенок заболел. Наоборот, если ребенок засыпает тяжело, а сон его неспокойный, – это должно быть основанием для тревоги.

Грудной ребенок нуждается в покое, удобстве и чистом воздухе. Поэтому комната, где стоит кроватка, должна быть уютной, без сквозняков, источников дополнительного шума (телевизор, радио). Учитывая неспособность малыша хорошо регулировать процессы теплопродукции и теплоотдачи, он может очень легко перегреться и даже получить тепловой шок. По этой же причине проконтролируйте, или не слишком закутан ребенок.

Здоровый грудной ребенок в кроватке должен лежать на боку. Но для предупреждения деформации головки необходимо каждый раз менять положение, чередуя правую сторону и левую. Кроватка должна иметь матрац, на который ложится клеенка, а на нее – простыня. Никакой подушки, особенно пуховой, не нужно. Во-первых, это опасность для ребенка: перегрева, возможность удушения, аллергизация пухом и т.п. Во-вторых, когда грудной ребенок спит без подушки, это помогает формировать нормальные физиологические изгибы позвоночника. Для накрывания можно воспользоваться шерстяным одеяльцем по размеру детской кроватки. Пуховое одеяло необходимо лишь зимой во время прогулок на улице.

Свежий воздух необходим малышу особенно во время сна. Поэтому, если есть возможность, на время дневного сна сделайте прогулку в парк, лес, в место, где было бы чем дышать. В худшем случае эту проблему помогут решить веранда, балкон, двор или же комната с открытой форточкой.

Чихание, зевание, содрогание во время сна – абсолютно нормальные явления для новорожденного. Конечно, если они не являются весьма выраженными и не сопровождаются признаками заболевания.

О плаче ребенка

Крик грудного ребенка является нормальным явлением. Он свидетельствует о проявлении темперамента, чувства голода или появлении признаков заболевания. «Крикливые» дети часто побуждают родителей к лишним волнениям, выискиваниям какого-то недуга. Но советую, прежде всего, изучить своего малыша и попробовать объяснить его чрезмерную «крикливость».

А причинами могут быть:

Чувство голода. Убедитесь, что ребенок получает достаточно молока. Для этого можно провести контроль количества мочеиспускания на протяжении суток.

Причины, которые могут вызвать срыгивание или рвоту: перекармливание ребенка, интенсивное перекладывание, тугое пеленание ребенка после кормления, нервозность матери во время прикладывания к груди и даже состояние нервного напряжения в семье.

Если срыгивание и рвота случаются нечасто, они не отображаются на состоянии здоровья малыша и не влияют на прирост массы тела, и оснований для излишних волнений нет. Дело в том, что у новорожденных есть физиологические предпосылки к возникновению срыгивания. Это, прежде всего, – слабость мышечной системы входящего отдела желудка и довольно хорошее развитие исходящего отдела. Желудок грудного ребенка занимает положение, аналогичное открытой бутылке, из которой жидкость довольно легко вытекает. И еще, при сосании ребенок заглатывает воздух, который пока не имеет постоянного места локализации в желудке (у ребенка желудок еще окончательно не сформирован).

Все это обуславливает срыгивания и рвоту. У мальчиков они встречаются чаще.

Не следует, тем не менее, забывать, что рвота может быть первым признаком тяжелого заболевания: менингита, острой диспепсии, интоксикации и др. Поэтому, прежде чем начать какие-либо мероприятия, следует посоветоваться с педиатром.

Срыгивания можно уменьшить, или избавиться от них совсем, правильным прикладыванием ребенка к груди матери. Сразу после кормления поднимите новорожденного и слегка прижмите животиком к себе (так, чтобы головка ребенка была на вашем плече, а животик прикасался к груди), немножко походите, держа малыша в таком положении, поглаживая его по спинке до тех пор, пока не услышите, что воздух вышел через ротик. Тогда вероятность срыгивания или рвоты в дальнейшем обычно уменьшится.

Перед каждым кормлением рекомендуется также класть ребенка на живот. Это оказывает содействие освобождению желудка от воздуха и тренирует мышцы живота.

Кожа

Ваш новорожденный грудной ребенок имеет очень чувствительную к раздражениям и инфекциям кожу. Поэтому начните уход за ней с самого рождения. Помните, что кожа малыша более сухая, чем ваша, так как имеет меньше сальных желез для продукции жира, а степень защиты ее от раздражений очень низкая. Кроме того, частый контакт с мочой или калом, регулярные купания, особенно с мылом, вытирание кожи влажной пеленкой вызывают появление нарушений – опрелостей. Наиболее часто покраснения могут возникать в складках шеи, за ушками, под мышками, возле половых органов. Как только вы заметите такие покраснения на коже малыша, тщательно промойте эти участки водой (без мыла!) и высушите. Потом смажьте кожу малыша средством от опрелостей, выбор их на рынке очень широк.

Помните, что участки половых органов наших деток также требуют незаурядной чистоты. Поэтому после каждой дефекации подмывайте малыша водой с детским мылом. Нужно следить, чтобы кожа после подмывания была хорошо высушена, и лишь после этого можно смазывать ее мазью. Если же вы заметили, что на ягодицах или вокруг половых органов продолжительное время не заживляются опрелости, немедленно обратитесь к врачу.

www.baby.ru

Роднички

Малый академический словарь

Роднички роднички -о́в, мн. (ед. родничо́к, -чка́, м.). анат. Мягкие, неокостеневшие участки черепа новорожденных. Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР Евгеньева А. П. 1957—1984

Роднички

Большой энциклопедический словарь

Роднички РОДНИЧКИ - в анатомии - неокостеневшие участки (всего 6), соединяющие кости черепа у новорожденного ребенка. Благодаря им головка плода при прохождении по родовым путям сжимается. Окостенение (зарастание) родничка задерживается при рахите и других болезнях.

Роднички

Естествознание. Энциклопедический словарь

Роднички РОДНИЧКИ (анат.), неокостеневшие участки (всего 6), соединяющие кости черепа у новорождённого ребёнка. Благодаря им головка плода при прохождении по родовым путям сжимается. Окостенение (зарастание) Р. задерживается при рахите и др. болезнях. Естествознание. Энциклопедический словарь

Роднички

Современный толковый словарь

Роднички Роднички в анатомии - неокостеневшие участки (всего 6), соединяющие кости черепа у новорожденного ребенка. Благодаря им головка плода при прохождении по родовым путям сжимается. Окостенение (зарастание) родничка задерживается при рахите и других болезнях.

Роднички

Большая Советская энциклопедия

Роднички Роднички остатки перепончатого скелета, соединяющие кости Черепа у новорождённого ребёнка (См. Новорождённый ребёнок), благодаря чему головка плода при прохождении по родовым путям сжимается. Передний, или большой, Р. (место соединения лобных и теменных костей) зарастает на 2-м году жизни; задний, или малый, Р. (в месте соединения затылочной кости с теменными) зарастает к моменту рождения или вскоре после него, так же как и боковые (сосцевидный и клиновидный) Р. Задержка зарастания Р. наблюдается при Рахите и некоторых других заболеваниях. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978

Роднички

www.worklib.ru

Приложения. Тесты повышенного уровня. Опорно-двигательная система

       Эти тесты предназначены для учащихся,которые хотят иметь знания повышенного уровня

Тест по теме "Строение и состав кости"

       1. Какие из названных костей плоские (ребра, лучевая, лопатка, височная, тазовые)?

       2. Какие из названных костей длинные трубчатые (ребра, бедренные, локтевые, берцовые, фаланги пальцев)?

       3. Какие из названных костей имеют только красный костный мозг (длинные трубчатые, короткие, плоские)?

       4. Какую долю в химическом составе кости молодого человека составляет оссеин (1/2, 1/3, 1/4, 1/5)?

       5. За счет какой части растет в длину лучевая кость (головка, тело, промежуток между головкой и телом)?

       6. Как соединены между собой кости черепа новорожденного ребенка (подвижно, неподвижно, полуподвижно)?

       7. Какого типа сочленение у тазобедренного сустава (цилиндрическое, шаровое, шарнирное, плоское эллиптическое)?

       8. Сколько пар ребер прикрепляются к грудине (8, 10, 11, 12), сколько свободных ребер (1, 3, 4)?

       9. Какая часть кости является кроветворным органом (надкостница, хрящ, костная ткань, красный костный мозг, желтый костный мозг)?

       10. Сколько костей образуют скелет человека (100, 200, 300, 400)?

Тест по теме "Строение, типы и функции мышц"

       1. Какие мышцы образуют стенки кровеносных сосудов, кишечника и желудка (поперечно-полосатые, гладкие)?

       2. Из какой мышечной ткани состоит сердечная мышца (гладкая, поперечно-полосатая)?

       3. К какому типу мышечной ткани относятся круговые мышцы рта и глаз (гладкие, поперечно-полосатые)?

       4. Какую форму имеют скелетные мышцы (веретеновидная, лентовидная, шаровидная, круговая)?

       5. Какие мышцы получили наибольшее развитие в связи с прямохождением (затылочные, спинные, грудные, ягодичные, икроножные)?

       6. Какая мышца плеча является разгибателем (двуглавая, трехглавая), какая - сгибателем (двуглавая, трехглавая)?

       7. Какая мышца бедренной части ноги является сгибателем (двуглавая, четырехглавая)?

       8. Под контролем каких систем органов сокращаются гладкие мышцы (соматическая или вегетативная нервная система, эндокринная система)?

       9. Что контролирует работу скелетных мышц (спинной мозг, головной мозг, вегетативная нервная система, соматическая нервная система)?

       10. По нервному волокну какого нейрона передается в спинной мозг возбуждение при ожоге (центробежный, центростремительный)?

       11. Почему появляется болезненное состояние мышц после их работы без предварительной тренировки (утомление мышц, натяжение связок, накопление нерасщепленной молочной кислоты, утомление нервных центров)?

       12. Почему не болят мышцы у физически тренированных людей (более эластичные связки, больше мышечных волокон, больше поступает кислорода, больше запас гликогена, мышцы устойчивы к утомлению)?

       13. Изменяется ли число мышечных волокон у скелетных мышц с возрастом человека и по мере их тренировки (да, нет)?

Ответы

Тест по теме "Строение и состав кости"

1. Ребра, лопатка, височная, тазовая.

2. Бедренные, локтевые, берцовые.

skeletos.zharko.ru

Развитие костной системы у детей-Детские болезни

Костная система ребенка начинает формироваться из мезенхиальных образований мезобласта (среднего зародышевого листа человеческого плода). Соединительная ткань (точнее ее клетки - остеобласты) начинают формироваться из мезенхимальных клеток.

Вначале основание скелета состоит из хрящевой ткани. По мере развития плода хрящевая ткань заменяется на костную. Процесс замены хряща на кость происходит как изнутри, так и снаружи хрящевой ткани. Внутреннее преобразование хрящевой ткани в костную называется энхондральным преобразованием, а наружное преобразование – перихондральным. ­нхондральное и перихондральное преобразование идет практически параллельно при формировании всех трубчатых костей скелета.

Ткань, из которой состоит кость новорожденного ребенка имеет пористое строение.

Костные пластинки, которых небольшое количество, имеют неправильное расположение. Также хаотично расположены и гаверсовы каналы (№1 на рисунке).

Костная ткань новорожденного ребенка содержит большое количество воды и небольшое количество плотного вещества (в сравнении с костной тканью  взрослого человека).

Уровень золы у новорожденного ребенка приблизительно равен половины массы кости. В то время как у взрослого он составляет около 80%. ­тим объясняется мягкость и эластичность костей у детей. Кости детей хорошо деформируются не ломаясь.

На рисунке представлена структура костной ткани трубчатой кости:

  1. Гаверсовы каналы;
  2. Наружные генеральные пластинки;
  3. Вставочные пластинки;
  4. Остеоны.

Костная ткань у детей достаточно хорошо снабжена сосудами, причем сосуды имеют широкие просветы, что способствует хорошему снабжению кровью костной ткани и более активному протеканию процессов строения костей. По мере взросления пористая грубоволокнистая структура костной ткани заменятся на пластинчатую структуру.

Хрящевая ткань, из которой состоят кости новорожденного со временем замещается  костной тканью. Трубчатые кости ребенка имеют своеобразное строение:

  1. эпифиз – суставное окончание трубчатых костей;
  2. диафиз – центральный отдел трубчатых костей;
  3. эпифизарный хрящ – находится между эпифизом и диафизом трубчатых костей детей.

­пифизарный хрящ выполняет важную функцию – клетки эпифизарного хряща очень активно делятся и это приводит к тому, что кость растет в длину. Но эпифизарный хрящ – всего лишь один из дополнительных механизмов роста кости в длину. Основной рост происходит за счет непрекращающихся процессов перестройки костной ткани.

Увеличение кости в длину сопровождается ее утолщением. ­то происходит благодаря надкостнице – пленке из соединительной ткани, которая окружает кость (исключая суставные отделы кости). Надкостница является источником образования костной ткани. В это же время на внутренней поверхности (эндостальной) костная ткань разрушается (рассасывается), этот процесс регулирует рост кости в толщину. Вследствие такого механизма роста трубчатые кости человека достаточно прочны и легки (так как полые внутри).

Формирование костей ребенка (изменение структуры, строения) завершается в 12-13-ти летнем возрасте. В этом возрасте кости ребенка имеют такую же структуру и строение, что и кости взрослого человека.

Пиковыми периодами, при которых активно происходят преобразования в кости считаются такие периоды:

  • Первые два года после рождения ребенка;
  • Младший школьный возраст (6-8 лет);
  • Период полового созревания.

Строение черепа у новорожденного ребенка

Череп новорожденного ребенка достаточно большой (непропорциональный туловищу). Кости черепа несросшиеся. Окончательное сращение костей черепа у детей наступает в четырехлетнем возрасте. На черепе ребенка различают роднички – места, в которых встречаются более двух костей черепа. Родничек покрыт мембраной из соединительной ткани. Новорожденный ребенок имеет четыре родничка.

Лобная и теменные кости образуют большой родничек (расположен сверху в передней части черепа – см. фото). Затылочная и теменные кости образуют малый родничек (находиться на затылке). Теменные, височные и лобные кости образуют еще два родничка, расположенные по бокам. В подавляющем большинстве случаев малыш рождается с одним открытым родничком – большим. Остальные роднички (боковые и малый, затылочный) к моменту рождения уже закрыты. Но бывают случаи, когда незакрытыми оказываются два родничка – малый и большой (например в случае рождения недоношенного ребенка). В этом случае родничек закрывается за два-три месяца после рождения (если развитие ребенка происходит нормально).

Роднички выполняют достаточно важную функцию во время рождения ребенка – благодаря им череп может немного менять свою форму.

На рисунке - вид сверху черепа новорожденного. Под номером 1 обозначен малый родничок (затылочный), под номером 2 - большой родничок.

Прорезывание зубов у детей

Прорезывание зубов является одним из показателей того, на каком этапе находится процесс окостенения. Зубные зачатки ребенка закладываются еще во время внутриутробного развития – приблизительно на седьмой неделе. Новорожденный малыш зубов, как правило, не имеет (бывают исключения, но это отмечается достаточно редко). Ниже приведены приблизительные сроки появления зубов у ребенка:

  1. Резцы медиальные – 7-ой месяц;
  2. Боковые – 8-12-ый месяц;
  3. Моляры первые – 12-15-ый месяц;
  4. Моляры вторые – 21-29-ый месяц.

Нормальное протекание процесса прорезывания зубов у ребенка можно контролировать используя следующую формулу:

Количество зубов ребенка = возраст ребенка (в месяцах) – 4

Процесс замены молочных зубов на постоянные начинается обычно в пятилетнем возрасте и заканчивается  в 25 лет (в этом возрасте появляются зубы мудрости – третьи мольяры)

Если вам понравилась статья поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях:

Комментарии

childs-illness.ru

Особенности строения черепа новорожденного ребенка

Первые месяцы жизни малыша крайне важны, поскольку именно в этот период он наиболее активно растет и развивается. К тому же время новорожденности необычайно информативно с точки зрения диагностики многих серьезных болезней и патологий развития, что позволяет провести их своевременное лечение. Некоторые из них можно определить по особенностям строения черепа новорожденного и по темпам зарастания его родничков. Предлагаем поговорить о некоторых анатомических особенностях головки младенца первых дней жизни, а также о том, как определить деформацию черепа у новорожденных?

Размер, форма и строение черепа новорожденного

Как утверждают специалисты, процесс родов может значительным образом изменять форму черепа у новорожденного. Это связано с тем, что во время прохождения ребенка по родовым путям матери, кости его черепа накладываются друг на друга, а затем «расправляются», придавая ему выпуклую форму. Таким образом, вследствие тяжелых родов иногда возникают его различные деформации, которые могут сохраняться довольно продолжительное время.

К наиболее распространенным родовым деформациям черепа у новорожденных относят:

  • припухлость мягких тканей головки крохи, которая исчезает на 2-3 день жизни;
  • кефалогематому — кровоизлияние между соединительной тканью, облегающей кость черепа новорожденного (надкостницей) и его плоскими костями, которая рассасывается примерно за 1-2 недели.

При возникновении данных состояний у малыша его должны регулярно осматривать такие специалисты как невролог, хирург и неонатолог.

Для того чтобы в будущем форма черепа у новорожденного была правильной, родители должны менять его положение в кроватке и ни в коем случае не укладывать малыша постоянно на один и тот же бочок. К тому же запрещено давить на головку ребенка.

Говоря о размерах черепа новорожденного, специалисты отмечают, что средний показатель окружности детской головки равен 35,5 см. В норме данная характеристика находится в пределах от 33 до 37,5 см. Наиболее интенсивно череп крохи растет в первые три месяца, далее рост замедляется.

При этом необходимо помнить, что в зависимости от анатомических особенностей ребенка, а также от условий окружающей среды у малыша могут иметь место физиологические отклонения от средних параметров, что не обязательно будет патологией.

Роднички черепа новорожденного

Кости черепа новорожденного до момента его появления на свет срастаются не полностью, при этом их края соединяет довольно прочная мембранная ткань, которая, по сути, и есть родничком. У младенца может быть шесть таких участков:

  • теменной (большой);
  • два сосцевидных;
  • два клиновидных.

Но в основном у большинства малышей четыре последних родничка закрываются еще в первые дни жизни, а заметны только задний и теменной.

Задний родничок черепа новорожденного имеет треугольную форму и располагается на стыке теменной и затылочной кости. А теменной родничок по форме напоминает ромб и расположен на макушке.

Молодые мамы, наверняка, замечали, что форма черепа у их малюток в первые дни и недели жизни является сплюснутой и немного вытянутой. Данная анатомическая особенность объясняется тем, что при рождении кости черепа новорожденного подвергаются сильному давлению, но именно благодаря их подвижности малыш рождается самостоятельно. Таким образом, функция родничков необычайно важна, так как они позволяют ребенку пройти по узким тазовым путям матери во время своего появления на свет.

К важным функциям родничков черепа новорожденных относят следующие:

  • защита ребенка от тяжелых травм головы;
  • обеспечение правильного роста мозга малыша в первые месяцы его жизни за счет предоставления необходимого пространства;
  • поддержание терморегуляции в организме ребенка.

Кроме того, большой родничок у младенца может указывать на некоторые неполадки в его организме. Например, сильно запавший родничок говорит об обезвоживании, что требует немедленной госпитализации. Если же он, наоборот, выражено пульсирует и сильно выпучен, тогда врач может заподозрить у крохи повышенное внутричерепное давление, что выступает симптомом различных тяжелых состояний и заболеваний: менингита, внутричерепного кровотечения, энцефалита, опухоли и др.

Поэтому не зря каждый плановый осмотр малыша предполагает тщательный осмотр строения черепа новорожденного, в частности его родничка.

Когда у младенцев зарастает родничок?

Сроки закрытия родничков черепа новорожденных довольно условны, тем не менее, они имеют определенные границы. Так, задний родничок у малыша, как правило, закрывается на третьем месяце его жизни, а теменной, имея более широкий диапазон зарастания, – от 3 месяцев до 2 лет. Но все же у каждого ребенка свои темпы, и сказать точно, когда у крохи зарастет родничок, не могут даже педиатры. В норме он должен закрываться постепенно, уменьшаясь с каждым месяцем на 2 – 3 мм.

На данное время специалисты измеряют родничок ребенка по специальной формуле, суммируя его поперечный и продольный диаметры и разделяя полученную сумму на 2. При этом в среднем большой родничок равен 2 см, хотя у разных деток данные показатели могут немного отличаться.

www.wjtoday.ru

Характеристика новорождённого ребёнка

Главная / Роды / Физиология новорождённого / Характеристика новорождённого ребёнка

Кожа новорождённого

У новорожденного они содержат большое количество кровеносных сосудов, мышечные и эластические элементы слабо выражены, сальные железы функционируют хорошо, потовые железы несовершенны.

У новорожденного кожа легкоранима, быстро подвергается мацерации, а воспалительные процессы быстро захватывают все слои кожи. При перемене среды, происходящей после рождения, кожа сильно краснеет, наблюдается эритема (eritema neonatorum), которая держится первые два дня, а затем у части детей наблюдается сильное шелушение эпидермиса.

Терморегулирующая функция кожного покрова у новорожденного выражена слабо, поэтому у них легко происходят перегревание и охлаждение, особенно у недоношенных детей или при внутричерепной родовой травме.

У новорожденных отмечается высокая кожная перспирация. Выделительная функция кожи незначительна, так как потовые железы развиты слабо. В подкожном жире у новорожденного содержится много плотных жирных кислот, что способствует возникновению склеродермы и склеремы (уплотнение и отек подкожной клетчатки).

Мышечная система новорождённого

Состояние и развитие мышечной системы новорожденного находятся в тесной зависимости от функции центральной нервной системы. Совершенство движений человека становится возможным благодаря формированию двигательных рефлексов под регулирующим влиянием коры головного мозга.

У новорожденного вследствие незрелости коры головного мозга преобладает нервное возбуждение со стороны подкорковых образований, что и определяет состояние флексорной гипертонии, благодаря чему конечности ребенка слегка согнуты и приведены к телу.

Костная система новорождённого

У новорожденного она содержит относительно мало солей, поэтому кости мягкие и эластичные. Череп плода состоит из двух лобных, двух теменных, двух височных, одной затылочной, основной и решетчатой костей.

Лицевые кости соединены прочно, а между черепными костями имеются щелсвидные сагиттальный и коронарный швы, ромбовидный большой родничок и треугольный малый родничок, благодаря чему кости черепа могут взаимно смещаться и заходить друг за друга при прохождении головки через родовые пути.

Позвоночник у новорожденного почти целиком состоит из хряща и не имеет изгибов. Грудная клетка представляет собой усеченный конус. Ребра расположены горизонтально, межреберные промежутки узкие.

Органы дыхания новорождённого

Начинают функционировать с момента рождения с первым криком. Частота дыханий 40—60 в минуту. На одно дыхательное движение у новорожденного в среднем приходится 2½—3 пульсовых удара.

Частота и глубина дыхания подвержены быстрому изменению под влиянием различных экзогенных и эндогенных раздражителей. В период новорожденное ретикулярная формация ствола мозга оказывает значительное регулирующее влияние на функциональное состояние как дыхательного центра, так и других вегетативных функций.

Объем каждого дыхательного движения у новорожденного равен 15—20 см3. Высокая потребность его организма в кислороде покрывается за счет большой частоты дыхания. Легкие новорожденного богаты кровеносными сосудами и бедны эластической тканью. Верхние дыхательные пути недостаточно развиты, просветы их узки.

Сердечно-сосудистая система новорождённого

До момента рождения ребенка существует плацентарное кровообращение. После первого вдоха легкие раскрываются и наполняются кровью, а зародышевые кровеносные пути — боталлов и аранциев протоки, овальное отверстие и остатки пупочных сосудов — закрываются).

Масса сердца относительно велика (0,8% массы тела). Сердце имеет округлую форму и расположено в грудной клетке срединно. Соотношение предсердий и желудочков у новорожденного иное, чем у взрослого: предсердия имеют относительно большую величину.

Частота пульса 120—140 в минуту. Артериальное давление при рождении: систолическое 66 мм рт. ст., диастолическое 36; в возрасте 10 дней артериальное давление становится выше — 80 мм рт. ст. систолическое и 43 мм рт. ст. диастолическое.

Особенности ЭКГ новорожденного обусловлены положением сердца в грудной клетке, его анатомическим строением и иннервацией. ЭКГ новорожденного имеет низкий зубец R в I отведении, а зубец S хорошо выражен. Интервал Р—Q колеблется от 0,09 до 0,12 с.

Кроветворение новорождённого

У новорожденного оно происходит в костном мозге всех костей. При любом заболевании, изменении режима питания, ухудшении гигиенических условий возможен быстрый возврат к эмбриональному типу кроветворения вследствие обилия еще незрелых мезенхимальных клеточных элементов в органах и тканях.

Кровь новорожденного содержит повышенное количество гемоглобина (110—140 единиц по Сали, 183—233 г/л), который на 4/5 состоит из фетального гемоглобина. Эритроцитов более 5 млн. Цветной показатель выше 1.

Эти свойства крови компенсируют гипоксемию, возникающую при родах. Количество эритроцитов в конце первого месяца жизни уменьшается на 1,5 млн. Процент содержания гемоглобина снижается к 10-му дню жизни до 98 единиц по Сали.

У большинства новорожденных в первые 2—3 сут имеется гиперлейкоцитоз до 25 000—35 000, к 7—12-му дню лейкоцитоз снижается до 10000—12000. Количество тромбоцитов у доношенных детей составляет в среднем 200 000 в 1 мкл крови.

Время свертывания крови от 4 до 6— 10 мин; продолжительность кровотечения 2—4 мин. Сыворотка крови содержит относительно меньше гамма-глобулинов, чем у взрослых, что определяет низкую сопротивляемость инфекциям.

Содержание сахара в крови снижено и составляет от 0,44 до 0,655 г/л, поэтому новорожденные нуждаются в глюкозе в виде сладкого питья.

Пищеварительная система новорождённого

У ребенка в связи с интенсивностью обмена она имеет большую нагрузку, чем у взрослого. В то же время желудочно-кишечный тракт является в значительной мере незрелым как в функциональном, так и в морфологическом отношении.

Слюнные железы функционируют у ребенка с момента рождения, но первое время слюны выделяется мало. Строение полости рта приспособлено к акту сосания. Длина пищевода у новорожденного 10 см, мышечный слой развит слабо, ввиду чего возможно легкое продвижение проглоченной пищи обратно в ротовую полость.

Положение желудка горизонтальное. Его емкость в первый день равна 20 мл, на 5—6-й день — 50 мл, на 10—14-й день — 70—80 мл. Слизистая оболочка желудка нежная. Мышечный слой развит слабо, особенно в кардиальном отделе.

Железы желудка выделяют птиалин, пепсин, хлористоводородную кислоту и сычужный фермент, но активность их недостаточна. Панкреатический сок содержит лидазу, амилазу, трипсин.

Кишечник имеет хорошо васкуляризованную слизистую оболочку, что способствует быстрому всасыванию. Железы кишечника и мышечный слой недоразвиты.

Обмен веществ и энергия новорождённого

Процессы ассимиляции у новорожденного преобладают над процессами диссимиляции. Выносливость к углеводам и потребность в них повышена, так как процессы гликолиза происходят интенсивно. Всасывание жиров из молока происходит энергично и в крови появляется пищевая липемия.

Жир легко откладывается в различных органах и жировых депо. Потребность новорожденного в воде велика в связи с высоким уровнем обменных процессов и составляет на 1 кг массы тела 165—150 мл в сутки.

Органы новорожденного обладают склонностью к задержке натрия и хлора, что сопровождается отечностью. Водно-солевой обмен очень лабилен и нарушается при изменении условий ухода, а также при заболеваниях.

Новорожденные отличаются поллакиурией (до 15—25 раз в сутки), что является физиологической особенностью, связанной с интенсивным обменом веществ.

Температура тела новорожденного лабильна. Измеренная per rectum, она равна 36—37°С и с 3-х суток после рождения имеет выраженные суточные колебания.

Эндокринная система новорождённого

Развитие ее у плода и новорожденного находится в тесной связи с состоянием и функцией эндокринной системы матери. Щитовидная железа новорожденного выделяет тироксин. Паращитовидные железы также функционируют и участвуют в кальциевом обмене и кислотно-щелочном балансе.

Вилочковая железа относительно велика — ее масса в среднем составляет 11,7 г. Надпочечники имеют массу до 12 г; как анатомическая структура, так и функция их еще не завершена. Гипофиз хорошо развит, масса его 0,1—0,15 г; каждая доля экстрагирует специфические гормоны.

Нервная система новорождённого

Головной мозг новорожденного еще недостаточно развит; кора и пирамидные пути не имеют законченной дифференцировки. В деятельности головного мозга преобладают подкорковые образования. Число нервных клеток в головном мозге после рождения не увеличивается (за исключением клеток мозжечка), но происходит значительная дифференцировка его строения (деление на слои, развитие связей между ними и т. д.).

Меняется и вид клетки в результате роста ее отростков; происходит значительное изменение в кровоснабжении головного мозга.

К моменту рождения поверхность больших полушарий имеет почти все основные извилины, но они выражены слабо. Продолговатый мозг и ретикулярные формации ствола мозга более зрелые, чем полушария головного мозга.

Вследствие незаконченного развития центральной нервной системы у новорожденного вызываются такие рефлексы, которые у взрослых бывают только при патологических состояниях.

В период новорожденности у ребенка можно наблюдать рефлексы, вызываемые путем раздражения губ и околоротовой области: поисковый, сосательный, хоботковый; при раздражении ладони ребенка вызываются хватательный рефлекс и рефлекс открывания рта, сопровождающийся поворотом головы (ладонно-ротоголовной рефлекс), рефлекс Робинзона — рефлекс сильного захватывания, благодаря которому ребенок может быть поднят за руки.

При вестибулярном раздражении у ребенка наблюдаются рефлекс охватывания Моро, вестибулярно-тонические рефлексы. У новорожденного имеются рефлексы опоры и ползания, а также рефлекс ходьбы.

На основании безусловных рефлексов происходит усложнение нервной деятельности путем образования условных рефлексов, которые начинают образовываться вскоре после рождения. Самые ранние условные рефлексы на основе пищеварительных безусловных рефлексов.

Зарегистрировать домен:

www.devchatam.ru

Рекомендуем почитать